Печать

№ 16. 28 апреля 2021 г.

Юлия Замятина,

корреспондент

«ОГ» продолжает цикл публикаций об орчанах, чьими именами были названы улицы и переулки поселка ОЗТП.

Михаил Кокуркин – человек-легенда в среде железнодорожников, награжденный орденом «Знак Почета». В нашем городе он пробыл начальником Орского отделения ЮУЖД всего 8 лет (с 1976 по 1984 годы), однако сделал столько, что и за 100 лет бы не каждый управился. Мы встретились с его дочерью Еленой Филатовой в той самой квартире в районе вокзала, где жил Михаил Александрович, и за чашкой чая и просмотром семейного альбома погрузились в историю.

Михаил Кокуркин давал напутствие молодежи на экскурсиях по железной дороге и субботниках

Михаил Кокуркин давал напутствие молодежи на экскурсиях по железной дороге и субботниках

Кокуркин ушел из жизни 4 года назад в возрасте 83 лет. До последнего юбилея трудился на железной дороге, у него 60-летний стаж. Родом Михаил Александрович с Алтая. Закончил Ташкентский железнодорожный институт, начинал в Карталах с дежурного подстанции, потом перевелся диспетчером в отделение дороги и прошел всю карьерную лестницу. В Орск прибыл уже начальником отделения. Даже после того как пошел на повышение в Челябинск, любил отмечать в Орске дни рождения, накрывая Развивал дорогу и строил дома столы для ветеранов-железнодорожников в клубе. Он приезжал постоянно: то к детям-внукам, то по делам ЮУЖД. Похоронен в Челябинске, где жил с середины 80-х. Сначала родные хотели все сделать по-скромному, на деревенском кладбище, но Борис Щурин, тоже бывший начальник Орского отделения ЮУЖД, обратился в управление, где еще не знали скорбную новость, и там сразу же подключились.

– Папа электрифицировал путь от Орска до Карталов, – рассказала Елена Михайловна. – Когда он заявил о таких планах, поначалу в актовом зале засмеялись, а через полгода уже аплодировали стоя. Все получилось, как он планировал. Михаил Александрович построил вторую сортировочную систему; модернизировал комплекс Орского узла; возвел много жилых домов – тогда как раз стали создаваться стройотряды; сделал пристрой к школе с переходом; благоустроил поселок железнодорожников; заложил 6-й микрорайон; построил само здание отделения железной дороги; привез саженцы елей-сосен, засадил аллею, которую назвали аллеей Кокуркина. Его все слушались, хотя в первое время приняли в штыки – вроде как чужак. А потом зауважали, узнав, какой это человек. Гайки поначалу закручивал, даже о внешнем виде железнодорожников заботился. Раньше все в трениках и тапочках ходили, а потом – исключительно в выглаженных брюках и галстуках. Был очень внимателен к людским нуждам. Помню, как бараки хотели бульдозером сравнять, а он говорит: «Какие доски здесь добротные! Оставим, пусть люди себе разберут».

В числе заслуг Кокуркина – и железнодорожная баня. Денег в министерстве сначала не давали, так Михаил Александрович пригласил замминистра посмотреть, как люди вынуждены мыться. В результате средства выделили, и появилась образцовая баня – с бассейном, химчисткой, прачечной, стиркой ковров, буфетом и фитобаром. Сейчас, к сожалению, все это захирело.

Фото ярко сохранили рабочие будни Кокуркина. Чаще это не кабинетные зарисовки, а снегоуборка на путях, субботники в будущем парке Железнодорожников у ДК и другие трудовые десанты. По снимкам можно изучать историю привокзального поселка и даже природные явления. Снега на путях в те годы было столько, что туннели стояли выше человеческого роста.

С супругой Людмилой Михаил Александрович вырастил троих детей. Внуков уже 10, правнуков пока 8. Потомки довольны, что имя знаменитого прадеда увековечили в названии улицы, и благодарны ветеранам-железнодорожникам во главе с Анатолием Новокщеновым за то, что похлопотали.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter