Печать

9 ноября 2002 года

Нижник Е.

научный сотрудник Орского историко-краеведческого музея.

Известие о победе Февральской революции в Петрограде пришло в Орск в первых числах марта 1917 год. Для обсуждения событий было решено провести чрезвычайную сессию гласных Орского уездного земского собрания, которая состоялась 15 марта. Председатель собрания Н. Шеин обратился к собравшимся со словами: “Старая власть, заслужившая своей деятельностью полное презрение даже со стороны умеренных и консервативных классов населения, свергнута, ее заменили люди, пользующиеся полным доверием страны. Да здравствует Временное правительство. Да здравствует свободная Россия”.

Известия о демократических преобразованиях пробудили к активной политической деятельности не только горожан, но и крестьянство. В деревне стали создаваться гражданские комитеты. Один из них, Петропавловский, заявил о себе в начале апреля, потребовав провести перевыборы в Орское уездное земское собрание. В письме в Оренбург председатель комитета священник Петр Самохин объяснял: “Главной причиной этого ходатайства является крайняя бездеятельность настоящего состава управы... за почти 4 года работы управы почти ничего не сделано, нужды населения совершенно игнорируются, а, что возмутительнее всего, исключительно по причине халатного отношения к этому вопросу управы беженцы в уезде были доведены почти до голодной смерти, не получая около 5 месяцев продовольственного пособия... Орская уездная земская управа не пользуется доверием населения...”. В ответном письме говорилось, что перевыборы в данный момент несвоевременны “ввиду объявленных уже Временным правительством реформ земского избирательного права”. Этот вопрос был вновь поднят на уездном крестьянском съезде, проходившем в начале июня. На съезде было принято решение о передаче земель крупных землевладельцев крестьянам и наделении в первую очередь безземельных и малоземельных. Съезд постановил сменить уездного комиссара Временного правительства и земскую управу. Уездный комиссар телеграфировал в МВД, что “группа безответственных лиц, проповедующих крайние политические направления”, возбуждала ненависть у крестьян к имущим классам, “добилась избрания на ответственные должности всех своих членов”. В новый состав управы избраны председателем В. Правдухин, заместителем С. Долгоруков, членами управы - М. Бурзянцев. А. Агафонов, А. Исхаков.

Что же представляли собой эти люди?

Валериан Правдухин - сын священника. За свои убеждения был исключен из Оренбургской семинарии, затем из Акбулакской школы, где работал учителем. После Правдухин уезжает в Москву и слушает лекции в народном университете им. Шанявского. Член партии эсеров.

Степан Долгоруков - сын крестьянина, в 1917 году приехал на работу в Орскую уездную управу агрономом после окончания коммерческого училища в Москве. Большевик.

Михаил Бурзянцев, родился в семье волостного писаря. Весной 1917 года после окончания юридического факультета Варшавского университета служил секретарем Преображенской волостной управы, которую и представлял на крестьянском съезде. В 1917 г. был сторонником эсеров. В управе на него были возложены обязанности заведовать подводной повинностью, делом призрения беженцев и руководить подготовкой выборов волостных и уездных земских гласных.

Ахметхан Исхаков - владелец единственного в Орске книжного магазина. Входил в прежний состав уездной управы.

11 июня телеграмма о перевыборах была отправлена в Оренбургское присутствие по земским и городским делам. А через день из Орска ушла другая телеграмма, с протестом против решений съезда от председателя управы прежнего состава М. Смирнова, посчитавшего “съезд неправомочным производить смену состава управы и самые выборы нового состава произведенными неправильно” и потому отказавшегося сдавать дела, имущество и капиталы впредь до получения распоряжения министра внутренних дел. О своей поддержке нового состава управы заявил Орский совет рабочих и солдатских депутатов во главе с его председателем Зиборовым.

Пока в Оренбурге размышляли, на чью сторону встать, в Орске история с перевыборами в управу повернулась новой стороной: в армию призвали члена управы М. Бурзянцева, затем ее председателя В. Правдухина. Орск начал бомбардировать Оренбург телеграммами, чтобы членов управы вернули в Орск. Началась переписка по поводу правильности призыва и возможности возвращения из армии членов управы, растянувшаяся на несколько месяцев. Все это время новая управа во главе с Долгоруковым не могла работать полноценно, а просто самоустранилась.

Пока земцы выясняли отношения, жизнь в уезде становилась все тяжелее. Прапорщик Бриц, назначенный с 1 августа новым уездным комиссаром, сообщал, в каком положении он застал уезд и город: “...В уезде развился среди массы населения повальный взгляд: “законная власть - то мы, сами граждане. Что хотим, то и имеем право делать”... Полное безвластие наряду с безграничным самовластием и полная растерянность темного населения... В уезде идет страшная вражда между башкирами и русскими. Одни выкидывают других из комитетов... создают новые волости. Земельных споров и неурядиц масса... Дезертиров в уезде масса... Зловредными людьми начинается уже агитация, направленная к тому, чтобы не давать хлеба и не платить налогов... Уездная земская управа, несмотря на все свои усилия и старания, начинает терять свой авторитет, ибо идет злостная травля членов управы, коих выставляют как дезертиров и проматывателей казны”.

26 июля М. Смирнов сдал дела. 8 августа В. Правдухин был уволен из армии по болезни. М. Бурзянцеву, видимо, в сентябре был предоставлен отпуск. История со сменой состава уездной управы закончилась. Но ценой ее оказалась потеря авторитета как эсеров, так и земства. Не смогли спасти положение и перевыборы в уездную земскую управу, прошедшие 7 ноября. Обновленный Совет, в котором в ноябре почти половина депутатов сочувствовала большевикам, из союзника земства к концу 1917 года превратился в успешного конкурента в борьбе за власть.

Именно разочарование населения в земстве, органах власти Временного правительства стало одной из причин, позволившей вскоре большевистскому Совету довольно легко взять власть в нашем городе.

Источники

  1. «Орская хроника» №295-296(20227-228) от 09 ноября 2002 года
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter