Печать

27 августа 2002 года

Нижник Е.

научный сотрудник Орского историко-краеведческого музея.

Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года нападением фашистской Германии на Польшу. Уже через несколько недель Польское государство исчезло с политической карты мира: его западная часть была оккупирована Германией, а восточные воеводства включены в состав Советского Союза. В советскую зону оккупации хлынули сотни тысяч беженцев, среди которых были не только этнические поляки, но и евреи, которым ничего хорошего от Гитлера ожидать не приходилось. Большая их часть была вскоре вывезена вглубь СССР либо в качестве переселенцев-беженцев, либо в тюрьмы и лагеря на принудительные работы.

В число районов, предназначенных для расселения польских беженцев, была включена Оренбургская (тогда Чкаловская) область. Среди прибывших в конце 1939 года в Орск была семья Кантор из Лодзи. Глава семьи - Марьян Кантор, рабочий-коммунист - предпочел покинуть Родину. Семья выехала в Белосток, а оттуда с эшелоном таких же эмигрантов прибыла в наш город. Тогда же в Орске оказалась и семья Макса Гебэра. По воспоминаниям его сына, которому тогда было 4 года, семья бежала из Польши в СССР. Вскоре после прибытия в Орск отца репрессировали, выслали в Сибирь, а мать осталась с двумя малолетними детьми.

 

После начала Великой Отечественной войны и оккупации Белоруссии и Украины поток прибывающих польских граждан в Чкаловскую область увеличился. Так, к 15 октября 1941 года из прифронтовой полосы прибыли 728 эвакуированных поляков. По воспоминаниям жительницы Орска Анны Дмитриевны Шевцовой, в 1941 году в их коммунальную квартиру подселили семью Рутман. До войны мадам Рутман владела мануфактурной фабрикой в Лодзи. В Орске вся семья работала: две дочери - поварами, сыновья - на ОЗЦМ и ЮУНК.

Впрочем, осенью 1941 года польские граждане прибывали в нашу область не только из западных районов страны. После того, как между советским правительством и польским эмигрантским правительством в Англии было подписано соглашение, которое предусматривало создание на советской территории польской армии, последовал указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1941 года об амнистии польских граждан в СССР. В “Памятной записке НКВД СССР посольству Польши в СССР” от 28 августа 1941 года отмечалось: “Освобождение польских граждан из мест заключения начато. Им выдаются бесплатные билеты на проезд по железной дороге или водному пути до выбранного ими места жительства, а также по 15 рублей в сутки на питание в пути”. В результате в нашу область с Севера, из Сибири и Дальнего Востока хлынул поток польских граждан. Кто-то ехал, чтобы вступить в польскую армию, которая формировалась генералом Андерсом в Бузулуке и Тоцком, кто-то, как Макс Гебэр, возвращался после заключения к семье. Кто-то просто перебирался с Севера на Южный Урал в надежде, что здесь жить легче.

Так, в Орске сложилась диаспора так называемых бывших польских граждан (так их называли в советских документах). Взрослые работали на предприятиях города - ЮУНК, ОЗОЦМ, мясокомбинате, в различных артелях. Дети учились в польской начальной школе, открытой, предположительно, 1 сентября 1944 года в поселке ТЭЦ. В ней было всего 48 учащихся. Преподаванием занимались заведующая школой Дзисель Урисон и учительница Софья Перец. Дети изучали русский и польский языки, арифметику, географию СССР и Польши, естествознание, а также историю СССР и Польши.

В конце 1943 года в Орске было создано местное отделение общественно-политической организации “Союз польских патриотов в СССР”. Председателем временного правления была утверждена Марта Фиялковская, секретарем - Марьян Кантор, членами - Владислав Игнатчак, Эстер Тайтельбаум и Мира Занд. О деятельности этого Союза в Орске известно немного. В газете “Орский рабочий” за 1 апреля 1944 г. сообщалось о том, что 27 марта в одном из клубов прошло торжественное заседание местной организации “Союза польских патриотов в СССР”, посвященное знаменательной дате в истории польского народа - 150-летию национально-освободительного восстания под руководством Тадеуша Костюшко. В номере городской газеты за 19 апреля 1944 года сообщалось, что “польские патриоты, проживающие в нашем городе, внесли на строительство танковой колонны “Мститель за Катынь” 31500 рублей. Союз польских патриотов занимался также распределением иностранной материальной помощи.

По инициативе Главного правления Союза польских патриотов 6 мая 1943 года Государственным комитетом обороны СССР было принято постановление о формировании в Советском Союзе 1-й польской пехотной дивизии (впоследствии - дивизии им. Т. Костюшко). В нее стали призывать польских граждан независимо от брони и места работы. Таким образом, среди призванных оказались польские граждане, работавшие на никелькомбинате и имеющие освобождение от военной службы. Директор ЮУНК пытался протестовать, подключив к этому заместителя наркома цветной металлургии, но безуспешно. Ушел в армию и секретарь Орского правления Союза польских патриотов М. Кантор. В Книге памяти погибших в Великой Отечественной войне, изданной в Орске в 1995 году, увековечены не менее 10 граждан Польши, призванных Орским военкоматом. Среди них уроженцы Варшавы Юзеф Пинчевский, Исак Зимнович, Леон Поплавский из г. Породув Белостокского воеводства и др.

Когда после окончания Великой Отечественной войны Польша была восстановлена как суверенное государство, было подписано советско-польское соглашение, предусматривающее возвращение на родину польских граждан. Репатриация началась в марте 1946 года. Это подтверждают документы мясокомбината, в которых с 18 марта появляются приказы об увольнении с формулировкой “Ввиду выезда в Польшу”, либо “Согласно постановлению Советско-польского соглашения”. В Орском историко-краеведческом музее хранится городская Книга почета за 1943-1949 г.г. Одна из ее страниц представляет собой письмо комитета по репатриации поляков, в котором говорится: “Просим передать согражданам Орска наш братский привет и пожелания всего наилучшего. Прилагая при сем 50 тысяч рублей облигациями Государственных займов, просим принять эту сумму в фонд помощи семьям фронтовиков г. Орска, отдавших жизни за вашу и нашу Родину. Вернувшись на Родину, мы всегда и везде будем крепить дружбу польского и советского народов”. Письмо датировано 25 марта 1946 года.

В результате почти все польские граждане вернулись на родину. Остались единицы, которые по тем или иным причинам не захотели или не смогли возвратиться в Польшу.

Источники

  1. «Орская хроника» №223(20155) от 27 августа 2002 года
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter