Печать

№ 154 (21851) от 25 сентября 2007 года

Покарюк О.

Наш город богат своим культурным наследием. Его потенциал – более 40 памятников истории и археологии, которые оставили после себя наши предки. Взять хотя бы Старый город, который уникален сам по себе. И мы просто обязаны эти памятники сохранить. Но...

У нас

Зачастую в бюджете города средств нет, а нет средств, значит, нет и конкретных действий. Вот и приходится орчанам любоваться на полуразрушенный и заросший коноплей парк Малишевского, состарившийся под действием природных явлений и художеств молодежи памятник красногвардейцам. А от домов, представляющих историческую ценность, уже почти и следа не осталось. Они либо сменили свой облик с помощью новомодного сайдинга, либо выглядят столь убого, что мы стараемся их не замечать.

У наших соседей

В других городах уже давно поняли необходимость охраны исторических и культурных памятников. На это выделяются необходимые средства, создаются специальные комитеты. На днях нашему корреспонденту довелось пообщаться с С. Гуцаловом из Челябинска, который с 1 сентября этого года преподает на кафедре всеобщей истории ОГТИ. Так вот, по его словам, в Челябинске существует целая структура по охране памятников истории, а также специальная программа «Культурный слой», которая была одобрена в Москве. В настоящее время там активно изучается история центра города. Подобная работа ведется в Екатеринбурге и Самаре. У нас же любой предприимчивый гражданин с деньгами может купить дом, имеющий историческую ценность, и переделать его в супермаркет или офис. А уж о том, чтобы получить разрешение на выполнение земляных работ при строительстве канализации, водопровода во дворе таких домов, вообще речи быть не может. Нашим предпринимателям, да и простым жителям тоже такое даже в голову не приходит. Хотя по закону копать те же водопроводные траншеи хозяин дома может только с разрешения и под пристальным взором археологов. Мало ли какие исторические ценности там могут скрываться.

– В Челябинске это уже давно устоявшееся правило, – рассказывает Сергей Юрьевич. – Тем более если дело касается археологических раскопок. Ведь на их основе создаются научные труды по этнографии, изучается антропологический состав населения, жившего когда-то на этой территории. В Орске ничего подобного никогда не было, и это при всем при том, что в 1990 году ему официально присвоен статус исторического города. Существует перечень памятников, охранные зоны которых до сих пор не установлены.

Устав «отдыхает»

К большому сожалению, отсутствует в городе и программа сохранения культурного наследия. Мало кто понимает необходимость ее финансирования, хотя это не только пополнение музейных коллекций, но и получение интереснейшей информации, которой мы совершенно не владеем. Например, что располагалось на территории нынешнего Орска несколько тысяч лет назад, какие народы здесь проживали, чем занимались...

Декан исторического факультета ОГТИ В. Ткачев, под началом которого при институте была создана археологическая лаборатория, утверждает: город таит в себе немало интересного, но если безразличие к историческим ценностям продлится еще несколько лет, то мы их просто потеряем. В соответствии с Уставом города, охраной памятников археологии, истории, архитектуры и градостроительства, монументального искусства должен заниматься муниципалитет. Он несет за них полную ответственность. Думаю, здесь какие-либо комментарии излишни.

Древний некрополь закрыла свалка

Возможно, кто-то скажет: что интересного может быть в нашем Орске? И будет не прав. К примеру, недалеко от поселка Круторожино 3,5 тысячи лет до нашей эры располагался древний некрополь. Это памятник индоиранцев, населявших в позднем бронзовом веке урало-казахстанские степи. Сегодня эту территорию занимает несанкционированная свалка. Часть конструкций могильника снесена бульдозером, другая засыпана горами мусора.

Сегодня мы с восхищением говорим о древнем укрепленном поселении Аркаим. А ведь изучение этого интереснейшего пласта памятников рубежа III-II тысячелетий до нашей эры началось в 1973 году при раскопках получившего мировую известность Новокумакского могильника в черте города Орска. А сколько подобных чудес так и осталось погребено под землей?!

Какие тайны хранят курганы

Этим летом у историков ОГТИ была обширная научная программа. Вместе со студентами истфака они побывали в Домбаровском районе на раскопках могильника Ушкатинский I. В ходе археологических изысканий были получены разнообразные находки. Это наконечники стрел, мечи, кинжалы, украшения, элементы конской упряжи, керамика, которые отражают материальную культуру древнего населения восточного Оренбуржья от эпохи бронзы до средневековья. Удалось изучить погребальный обряд предков. Так, в эпоху бронзы хоронили в скорченном положении на боку, что символизировало позу моления либо позу ребенка в чреве матери, а в эпоху средневековья – на спине. По обнаруженным останкам можно судить и о том, к какому сословию принадлежал умерший. Захоронения представителей социальной верхушки – жрецов и предводителей воинских дружин, отличались от захоронений низшего сословия – скотоводов. К погребальным традициям кочевой элиты относятся мощные надмогильные деревянные сооружения, захоронения в насыпях лошадей. Об этом можно судить не только по размерам курганов и могильных ям, но и по украшениям и предметам вооружения. Для курганов знати также было характерно размещение в могилах блюд из драгоценных металлов, жезлов, котлов...

Стали известны и другие не менее интересные факты. Например, средняя продолжительность жизни кочевников, несмотря на экологическое благополучие, составляла 36-37 лет. Высока была детская смертность – 70 процентов, 40 процентов детей не доживали и до года. Сказывались тяжелые жизненные условия, голод, несоблюдение элементарных правил гигиены. Чаще всего наши предки страдали заболеваниями желудочно-кишечного тракта, причем независимо от социального сословия.

Необходимое отступление

Вообще о раскопках можно говорить до бесконечности, настолько захватывает эта тема. Удивляет только одно: почему в том же Домбаровском районе власти заинтересованы в подобных научных изысканиях, а в историческом Орске – нет. Понятно, что проблема дорог или транспорта важна, но ведь не менее ценна и наша история, без которой невозможно будущее.

Источники

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter