Печать

№ 118 (22029) от 26 июля 2008 года

Широков Михаил

У всех есть воспоминания о малой родине, местах, которые остаются в душе навсегда. Но только спустя десятилетия мы понимаем, что так мало знали о той земле, где прошли беззаботные детские годы.

Как-то раз, возвращаясь на маршрутке с работы домой, в родной посёлок Круторожино, услышал разговор. Маленький мальчик, лет шести, расспрашивал свою бабушку о мелькающих за окном пейзажах. Как? Зачем? Почему? На первый взгляд, обычный допрос ребёнка, познающего мир. Но, к своему стыду, даже я не мог ответить на половину его вопросов, хотя по этой трассе проездил неисчислимое количество раз.

Подъезжая ближе к посёлку Щебзавод, малыш всё чаще стал задавать вопросы уже изрядно уставшей от них бабуле.

– А почему Круторожино? Там, что, у всех крутые рожки? А что это за гора с большим обрывом?

Бабушка не смогла ответить на эти вопросы. И я поймал себя на мысли, что многие из нас и не задумываются о том, что нас окружает. Нас больше интересуют события в Украине, что в очередной раз сказал о нашей стране Буш, что ответил Медведев. И при этом мы совершенно равнодушны к истории того места, где живем.

Когда-то и я, будучи любознательным карапузом, расспрашивал своих родителей обо всём, что меня окружало. До сих пор помню, как мне рассказывали мама и папа историю родного посёлка. О том, что ещё в ХIХ веке на этих живописных бескрайних степях Оренбуржья, где луга и поля плавно переходят в Уральские горы, которые по весне утопают в подснежниках и разноцветных тюльпанах, неподалеку от журчащего берега Елшанки существовал хутор казачьего подполковника П.И. Круторожина. А когда в 1913 году началось строительство железной дороги Оренбург – Орск, часть её должна была пройти по землям Круторожина, и его предкам пришлось их продать. В благодарность за это построенная неподалеку от хутора железнодорожная станция и была названа в его честь – Круторожино. Так и возникло это странное название у рядом появившегося посёлка.

И о той самой горе с большим обрывом, о которой расспрашивал ребёнок, мне тоже рассказывали в детстве. Она, кстати, называется Казак-Чекан. Но когда-то этого обрыва и отвала рядом с горой не было. Искусственный обрыв появился после того, как геологоразведочная экспедиция в 1930 году открыла здесь месторождение залежей габбро-диабазовой породы. А с 1935 года началась ручная разработка этого ценного строительного минерала. Это потом, в начале 60-х, здесь появится открытый карьер, начнёт расти Орское карьероуправление, а вместе с ним и рабочий посёлок, который впоследствии местные жители назовут Щебзавод. Постепенно маленький посёлок из времянок и «финских» бараков вырос в многоэтажный массив из двух- и пятиэтажных домов, с разветвленной системой объектов социального обслуживания.

Посёлок всегда находился на окраине города, и жизнь здесь протекала по-особенному. Согласитесь, когда люди не только живут рядом, но и работают на одном заводе, появляется много общего, все становятся ближе и родней. Так жило не одно поколение заводчан, так живёт посёлок и сейчас. Общие праздники, траур, совместное решение проблем, и это здорово.

Почаще возвращайтесь к истокам.

Наша справка

Круторожинское месторождение габбро-диабазов расположено на южном склоне горы Казак-Чекан, в пяти километрах севернее Орска. Промышленная добыча породы началась с июля 1960 года на Круторожинском заводе товарного камня и щебня, который впоследствии стал именоваться Орским карьероуправлением.

Источники

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter