Печать

Социалистический город будущего в Орске

Сейчас уже мало кто припомнит, с каких времен пошло деление Орска на Старый город и Новый, где расположен Соцгород и что означает этот термин, напоминающий изученные в школе труды социалистов-утопистов. Названия давно и прочно вошли в обиход, а история их происхождения волнует теперь разве что специалистов и краеведов.

Резепкина Надежда Колыбель Нового города

Между тем у Нового города, ставшего с годами культурным, административным и деловым центром Орска, есть вполне конкретная дата отсчета. И даже точка отсчета, отмеченная не только на планах города середины 30-х годов прошлого столетия, но и в реальной жизни. Этой точкой по праву может считаться известная в Орске пятиэтажка - первое в городе высотное здание на проспекте Мира. О чем и свидетельствует небольшая табличка на стене.

Комплекс зданий - в который входят упомянутая пятиэтажка, четыре трехэтажных дома за ней, сбегающие вниз от Комсомольской площади, пять трехэтажек по переулку Музыкальному - как бы выпадает своей аскетичной, подчеркнуто деловой и даже суховатой архитектурой от всех прочих зданий вокруг. Особенно резко контрастируют эти дома с расположенными через дорогу на проспекте Мира помпезными зданиями, выполненными в духе сталинского неоклассицизма: богатая лепнина, архитектурные изыски, украшения в стиле 50-х годов XX века.

Резепкина Надежда Колыбель Нового города

В 1931 году, в молодой советской республике, для далекого маленького Орска создается генплан. К его разработке привлечена одна из групп западноевропейских архитекторов, сторонников школы Баухауз. Их пригласило правительство страны Советов для ускорения решения градостроительных проблем.

Руководителем группы был назначен голландский архитектор Март Стам. В ее состав входили немецкие архитекторы Л. Визе, К. Пюшель, Ф. Тольцинер, швейцарец Г. Шмидт и венгр Т. Вайнер. Настоящий интернациональный коллектив, объединенный одной целью: построить в степи город будущего.

Орск вошел в число нескольких городов как полигон новаторских для того времени градостроительных идей. Одной из них была концепция социалистического города, которая предусматривала создание комплексных поселений при крупных промышленных предприятиях.

Соцгород был задуман как основной элемент расселения, структура которого обеспечивала равные по удобству и уровню культурно-бытового обслуживания условия для всего населения, без деления на богатых и бедных. Напротив, ориентировка была как раз на простых советских людей. По сути, на пустыре нужно было отстроить новый город.

Для города будущего выбрали территорию, лежащую в стороне от старого города, на другом берегу Урала. Новый Орск должен был занимать территорию 1040 га при населении 125-150 тысяч человек.

В первом варианте генплана, разработанном интернациональной группой архитекторов из Западной Европы, использован принцип децентрализованного ленточного города, который предусматривал четкое разделение на промышленную и жилую зоны, отделенные друг от друга парковым поясом. Под промышленную зону была отведена лучшая по рельефу и грунтовым условиям площадка, рас положенная к северу от поймы Урала и к востоку от Елшанки, то есть район, занимаемый ныне ЮУМЗом, мехзаводом, ТЭЦ. Таким образом, ведущую роль в формировании архитектурно-художественного образа города стали играть промышленные предприятия. Ведь советская республика из аграрной страны мечтала и желала стать индустриальной и передовой.

Резепкина Надежда Колыбель Нового города

Территорию для жилой зоны отвели в долине реки Елшанки, на правом ее берегу, к западу от промышленной площадки.

Вдоль паркового пояса, который должен был располагаться по берегам Елшанки, предполагалось разместить общественные учреждения. А за ними широкой полосой с юга на север жилые дома, сгруппированные в четкие кварталы. Однако план, разработанный под руководством М. Стама, одобрен не был.

После отъезда Стама в конце 1934 года руководство дальнейшим планированием принял на себя Ганс Шмидт. Он не стал изобретать велосипед и начинать разработку генплана с чистого листа, а взял все самое ценное и рациональное из работы своего предшественника. Шмидт сохранил прямоугольно-решетчатую структуру и направление главной улицы с севера на юг. Его вклад, по мнению швейцарских исследователей, заключался в превращении поперечной оси, соединяющей жилую зону с промышленной, в полноценный городской центр, где предусматривалось размещение важнейших общественных зданий. Это было не что иное, как прообраз будущего делового центра, с нынешней Комсомольской площадью, театром драмы, административным зданием... Новый вариант генплана был разработан в 1935 году и утвержден Совнаркомом РСФСР 27 ноября 1936 года. Однако фактически строительство города было начато еще до окончательного утверждения документа Москвой.

С 1933 года начал застраиваться квартал № 8, запроектированный с северо-востока от центральной площади и предназначенный для заселения работниками локомотивного завода. Впоследствии именно этот район - между проспектом Мира и улицей Московской, проспектом Ленина и улицей Станиславского - стал известен как Соцгород.

В момент начала строительства западноевропейские архитекторы выехали в Орск, уточнили план и контролировали ход строительства вплоть до кровавого 1937 года.

Перед разработкой плана архитекторы из Западной Европы настолько тщательно и глубоко изучили вопрос, настолько ответственно подошли к выбору места Нового города, что сильное затопление 1942 года коснулось лишь небольшой части промышленной зоны, совершенно не затронув строящееся жилье. Они изучили направления ветров, рельеф местности, грунты, водное русло.

В проекте квартал представлял собой микрорайон с элементами системы обслуживания. Наряду с жилыми домами, о которых речь шла выше, здесь были запроектированы детские ясли, детсад, школа, столовая, клуб, кафе, продовольственный магазин. Не только планировка города, но и архитектура отдельных зданий была решена в функциональном ключе. В их числе: детсад (проезд Металлургов), детские ясли (ныне станция скорой помощи), первый в городе пятиэтажный дом (пр. Мира, 26 - архитектор Т. Вайнер), трехэтажные жилые дома на пр. Мира, а также жилые дома №№ 4,6,10,12,16 по пер. Музыкальному. Первые три из них (№№ 4,6,10) спроектировал архитектор Абрахам.

При обсуждении проекта генплана на пленуме Орского горсовета (и 70 лет назад генпланы обсуждались народными избранниками!) 5 августа 1936 года выяснилось, что направление основных магистралей, размещение городских центров, планировка в целом возражений не вызвали. Однако аскетичный стиль зданий местное руководство совершенно не удовлетворил. На судьбу проекта генплана нового Орска, в том числе и на квартал, ставший колыбелью будущего центра, оказало влияние несколько факторов. Один из них - ведомственные противоречия.

На протяжении 30-х годов одновременно с разработкой генплана Орска отраслевыми организациями велись планировка и строительство поселков при строящихся нефтеперерабатывающем заводе, никелькомбинате, мясокомбинате. При этом зачастую стремились приблизить поселки к проходной, не считаясь с санитарными нормами. Ведомства, не очень заинтересованные в Соцгороде, неоднократно поднимали вопрос о его ненужности. По большому счету, его вообще могли бросить, едва начав.

В 1937 году в связи с консервацией локомотивстроя строительство жилья в Соцгороде было передано никелькомбинату и на некоторое время совершенно заглохло.

Вскоре оно вновь возобновилось: в 1938-1941 годах были достроены заложенные ранее жилые дома, а также возведены несколько домов и клуб, но уже не по проекту Шмидта.

Начавшаяся Великая Отечественная война также внесла свои коррективы. В итоге генплан 1935 года был воплощен лишь в виде квартала № 8, да и то лишь частично. Правда, последующие разработки в той или иной степени ориентировались на генплан западноевропейских архитекторов. В документе 1946 года сохранились направление главной улицы, расположение центра города, больничного городка (на нынешней Новосибирской). А реализованная часть проекта Соцгорода в 1993 году решением Малого Совета Орска была признана памятником градостроительства.

НЕСКОЛЬКО лет назад, рассказывает научный сотрудник городского краеведческого музея Е. Нижник, - в Орск приезжала киногруппа из Голландии снимать фильм о наследии западноевропейских архитекторов, внесших вклад в развитие градостроительства страны Советов 30-х годов. Они обратили внимание, что в Орске возведены не отдельные здания, а целый квартал. Сторонники школы Баухауз пропагандировали функциональный стиль в архитектуре. Они считали, что все детали, которые не несут утилитарную нагрузку, - излишество. Вся лепнина, прочие украшения ими отрицались. Есть такие здания и на Западе, целые кварталы, например, в Роттердаме и Германии. Там эти комплексы смотрятся превосходно, потому что за ними ухаживают, поддерживают в надлежащем состоянии прилегающую территорию, не пытаясь до бесконечности что-то переделывать.

Архитекторы школы Баухауз были сторонниками социальной справедливости. Скорее всего, именно по этой причине они и были приглашены советской республикой. Хотя эти дома и предназначались для рабочего класса, интернациональная группа во главе со Шмидтом в то же время стремилась сделать жилье максимально комфортным и удобным.

В домах, входящих в комплекс, являющийся колыбелью Нового города, в основном получали квартиры работники никелькомбината. Сегодня это одни из самых дорогих квартир в Орске.

ЖИТЕЛЬНИЦА одной трехэтажки на пр. Мира, представившаяся Ниной, любезно провела нас по своей двухкомнатной квартире, рассказав историю семьи: - Нас у родителей было пятеро. В то время, а родилась я в 1948 году и всю жизнь живу в этом доме, мы ютились в трехкомнатной квартире на первом этаже. Она использовалась как коммуналка. В каждой комнате проживала отдельная семья. Самой не верится, как мы все умещались, ведь в других комнатах жили семьи с шестью и более ребятишками, не считая родителей и бабушек с дедушками. Настоящий колхоз, но это было счастье - иметь благоустроенное жилье с канализацией и теплом. Позже мы переехали на второй этаж, в двухкомнатную квартиру, где опять в каждой жила отдельная семья. Причем ванна тоже использовалась как жилая комната, там поселилась одинокая женщина. Помню, в ее каморке умещались только кровать и небольшая тумбочка. (Во время войны было издано распоряжение, по которому все ванные комнаты рекомендовалось освободить и переоборудовать под жилье эвакуированным. - Прим. автора). Помню печку, которая занимала ровно половину кухни, и без того маленькой. Топили дровами и углем, кто что достанет. Позже их выбросили, но дымоходы еще долго сохранялись.

ЕСЛИ бывшие коммуналки (по проекту западноевропейцев каждая квартира предназначалась для отдельной семьи) со временем превратились в престижное жилье, то детский сад № 11с первого дня использовался по своему назначению. На протяжении 71 года двухэтажное здание было и остается дошкольным учреждением. Трудно представить, что бабушки и дедушки сегодняшних воспитанников босоногими мальчишками и девчонками бегали в этот детский сад. И сейчас старушки, приходя за внуками, смахивают слезы умиления - я спала в этих просторных комнатах, играла тряпичными игрушками, купалась в бассейне... Все, кто приходит в детский сад, не перестают удивляться комфорту и простору. Это был первый благоустроенный садик для детей никельщиков, с потолками высотой в 3 метра 70 см, широкими коридорами, которых в нынешних садиках не найдешь.

Статуя писающего мальчика встречала детвору в вестибюле, сейчас здесь фонтан. Другие статуи располагались в холле, на лестничных пролетах. Стены украшали портреты лучшего друга всех малышей страны Советов товарища Сталина. На территории функционировал бассейн, его чаша с остатками скульптуры сохранилась до сих пор.

За эти годы «Родничок» сделал 59 выпусков, из его стен в большую жизнь вышло более 2300 детей, целый населенный пункт!

Здание станции скорой помощи (по проекту Шмидта детские ясли) если и использовалось по прямому назначению, то самый непродолжительный период. Долгое время здесь была детская больница, позже и по сей день неотложка. Сначала на первом этаже дома 16 по пер. Музыкальному располагалась поликлиника, затем - столовая № 13.

Единый комплекс построек объединен общей идеей. Отдельные объекты, давшие начало Соцгороду, вне этой идеи не обладают самостоятельной архитектурно-художественной ценностью. В этом квартале сейчас трудно проследить новизну и прогрессивность идей градостроительства того времени.

Увы, фасад знаменитой пятиэтажки, давней, по сути, жизнь Новому городу Орска, имеет весьма плачевный внешний вид. Год назад торец здания пытались подготовить к побелке зашпаклевали и затерли. До сих пор он смотрит на проспект Ленина зияющими пятнами человеческой неблагодарности и невежества по отношению к памяти тех, кто мечтал о счастливой жизни советских людей в городе будущего.

Автор признателен за помощь в подготовке материала научному сотруднику краеведческого музея Елене Васильевне Нижник и жителям домов на пр. Мира, поделившимся своими воспоминаниями, заведующей детсадом № 11 Надежде Николаевне Мамыш.

Надежда Резепкина, корреспондент

Скачать

Резепкина Надежда «Колыбель Нового города» 12 сентября 2007 года. № 136/1380

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter