Поиск

На развитие проекта

  • Здание Дворца культуры нефтехимиков. 2009 год
  • Памятник Ф.И. Подзорову
  • Окрестности Орска в районе станции Ущелье и посёлка Мостострой. 2009 год
  • Река Елшанка
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

История Орска начинается в далёком 1735 году с основания столицы Оренбургского края. Орская крепость была надёжной опорой России на южных рубежах. Со временем сменив военный статус Орск стал купеческим центром Южного Урала. Минули годы и окрестности Орска стали грандиозной стройкой первых индустриальных пятилеток, был заложен уникальный Соцгород. Орск стал центром Восточного Оренбуржья.

Главным достоянием города всегда были его жители. Орчане достойно несли честь свего города через войны и потрясения. Слава о рабочем Орске разошлась по всему миру. Фирменной маркой города стали: холодильник "Орск", сложнейшее оборудование для металлургии, дорожно-строительная техника, легкие металлоконструкции, промышленный никель и кобальт.

Судьба творческого человека, будь то писатель или поэт, в нашей стране почему то всегда не легка. У имеющих какую бы то ни было власть, независимо от уровня, всегда хватало других забот, нежели нянчиться с доморощенными талантами… Отношение к пишущим – никакое. Выживет, выдержит человек все «круги ада» именуемые путем исканий и становления – хорошо. Нет – найдутся и другие желающие попасть в классики. Наверное, это своего рода традиция, своеобразная визитная карточка государства. Удивительно, но жизнь поэтов и прозаиков почему то всегда сопряжена с трудностями. Примеров масса. Как среди признанных классиков прошлых веков, так и среди героев дня сегодняшнего. Многие события в их жизни написаны будто под копирку: интриги и тайная зависть собратьев «по цеху», трудность с продвижением в заветную обойму печатающихся авторов, преследования по политическим мотивам…

В плане самореализации одним везет больше, другим – меньше. Только от величины таланта, к сожалению, это зависит не всегда. Далеко не всем удается выйти на российский уровень. Очень многие так и остаются авторами местного масштаба… Городков, подобно нашему, по стране пруд – пруди. И везде теплится какая – никакая литературная жизнь. Кипят страсти, ведется работа… Удивительно, но многие авторы довольствуются местным уровнем, и не замахиваются на высокое. Но есть и самородки, которые, неся бремя таланта, ломаются под натиском жизненных обстоятельств, не выдерживая той ноши, которую уготовили им жесткие рамки маленького городка.

В этом плане показательна судьба Михаила Чибиркина, орского поэта и прозаика. Он умер чуть больше года назад. Не так давно членами литобъединения «Сонет» был организован вечер его памяти. К сожалению, автору не удалось при жизни выпустить свою книгу. Его сокровенную мечту сделали явью друзья - литераторы, выпустив посмертный сборник его рассказов. Спонсором издания выступил школьный друг Чибиркина, генеральный директор ЗАО «Орскгражданпроект», почетный архитектор России С. Михайлов. Вечер прошел в душевной обстановке: звучали стихи Чибиркина в исполнении воспитанников театра – студии «Встреча». Члены литобъединения «Сонет» делились воспоминаниями. Все желающие могли купить «Подведение итогов» Чибиркина. Акция литераторами была организована не случайно: средства от продажи пойдут на установку памятника на могиле писателя и поэта. Не смотря на то, что со дня его смерти прошел немалый срок, приличного памятника на могиле автора так и нет… Горькая, тяжелая судьба…

***

Признаться, я была поражена, когда взяла в руки этот сборник. Автор – человек талантливый. Даже очень талантливый. Его произведения «Переезд», «Собачья морда», «Никитишна», «Борисово счастье», «Пятеро мальчишек играли в чехарду», «Не тот случай» и многие другие, без преувеличения, могли бы стать украшением любых столичных литературных журналов. Но – не сложилось…А, между тем, рассказы отличаются глубоким пониманием жизни, людских характеров, того времени, в котором живут герои. Автор пристально всматривается в окружающую действительность, но взгляд его задерживается не на том, что легко бросается в глаза, а на чем то особенном, ярко индивидуальном. Поэтому все его персонажи очень живые, выпуклые. Будто сошли не с книжных страниц, а находятся буквально здесь, рядом. Заметно, что автор скрупулезно работал над каждой фразой, продумывал образы,. Диалоги удивительно подчеркивают ярко индивидуальные характеры героев. Словно предчувствуя, что ему отведен совсем небольшой срок на этой земле, он выплескивал на страницы все самое сокровенное: мысли, настроение безнадеги, усталость и надрыв сердца. Он как бы находится в поисках утраченного счастья, в поисках потерянного себя…

***

Михаил Чибиркин родился в Орске в январе 1956 года. Детство пришлось на так называемое «хрущевско-брежневское» время, когда над страной довлела коммунистическая идеология. Пионерские галстуки и лагеря, романтика комсомольских строек и освоения целины. Люди в то время дышали этим. Человек сызмальства знал, как ему жить, к чему стремиться. Настоящее и будущее было прописано, как ноты. Только не сбейся с ритма, шагай по проторенной колее! – вспоминает друг Чибиркина член союза писателей РФ А. Иванов. – Но человек, приходящий в литературу, не может вот так, по колее. У каждого свой путь. Свой, хрупкий и неповторимый мир. С которым он так хочет поделиться с другими, впустить на просторы своего мира «идущих по колее». Михаил, как и все советские ребята поколения 70-х, воспитывался на основе твердых моральных правил: уважай старших, будь первым в спорте, много читай, самообразовывайся… Отец, Иван Афанасьевич, прекрасно знал русский язык и литературу и, видя способности сына, советовал ему писать стихи и прозу.

Первые стихи Михаил написал подростком, влюбившись в девочку из параллельного класса Олю Кульченко. Трогательные, душевные строчки он посвящал своей единственной. Шло время. После школы Ольга поступила в Орское музыкальное училище. Михаил пришел в литобъединение. Поразил всех стихами о войне. Казалось бы, молодой человек, только вступающий в жизнь, должен писать о сверстниках, о молодежи. Но Михаила волновали не только любовные коллизии, он думал и над глобальными проблемы человечества. Хотел понять, осмыслить ключевые события века. Разобраться в человеческих характерах и привычках. Ведь основа всему – именно человек. Ведь именно люди и делают Историю, как свою, собственную, так и Историю страны и того времени, в котором живут. Молодость – особый период, когда кажется, что весь мир будет твоим, если только захотеть…

Ольга проводила Михаила в армию. Чибиркин служил в третьем отдельном 469 ракетный дивизион в поселке Инженерном, Горьковской области. Миша контролировал работу операторов электронно-вычислительных машин. Между делом наблюдал за неспешным течением жизни в краю сосновых лесов и непролазных болот. Ежедневно шли в далекий Орск солдатские письма, адресованные любимой Аленке. Парень строил планы на будущее, мечтал о семье. В это же время два стихотворения были опубликованы в городской газете «Орский рабочий».

Отслужив, он вернулся в родной город. То, о чем мечталось два года, казалось, обрело явь, вполне конкретную и осязаемую. Сделал своей девушке предложение. Родилась новая семья. Михаил работал на механическом заводе, на сборке холодильников. Прилично зарабатывал, так что материальных проблем семья не знала. Увлекался занимался спортом и туризмом. Талантливый красавец с яркой харизмой, он умел как магнитом притягивать к себе людей. Был душой компании. Очень гордился любимой женой и детьми. Размышляя о жизни, делился с коллегами – литераторами своими мыслями о том, как следует жить. Миша критиковал генеральную линию партии, призывающую к скромности и ограничениям в быту. «Я считаю, – говорил он, – что у моих детей, у моей жены должна быть самая лучшая квартира, мебель, еда, одежда. Для этого я работаю, учусь, пишу.» Был отличным семьянином. Воспитывал дочку, а потом и сына, которые один за другим появились на свет. Радовался глядя на то, как они растут и делают первые шаги в этом мире.

Но, одновременно, не забывал и о своем росте. Литературой занимался уже всерьез, посещал литературное объединение, руководил которым прозаик и драматург Виктор Васильевич Можаров. Большой энтузиаст, бессребреник, Можаров в семидесятые-восьмидесятые годы для молодых начинающих авторов был не только мудрым наставником, но и близким другом. Он душой болел за творческую молодежь. Всегда находил время для доверительных бесед. Рецензировал произведения строго, но – по – доброму. Не скупился на советы. Это был период становления известных литераторов Яковлева, Объедкова, Мусафирова… Чибиркин, по мнению местных литераторов, считался в то время одной из главных надежд литературного Орска. Влияние признанного мэтра на начинающего литератора было огромно. Он видел незаурядный талант парня, и старался направить его в нужное русло, дать веру в себя. Можаров мечтал, что произведения молодых орчан, в том числе и Чибиркина займут свое место в городских и областных сборниках. А то и займут свою нишу на более высоком уровне.

Но время было не простое. Сборники выходили редко, отбор авторов для попадания в обойму был жеточайший. В 1984 г., после публикации в уральском литературно-художественном и общественно-политическом сборнике «Каменный пояс» орчанина Валентина Филатова, у орских литераторов появилась надежда, что вслед за первой ласточкой их произведения тоже увидят свет. .Можаров выразил надежду, следующим из орчан в этот сборник попадет рассказ Михаила Чибиркина. К весеннему литературному семинару в Оренбурге орчане готовились всерьез. В результате цикл стихотворений появился у О. Яковлева, М. Борзых, Г. Степановой, М. Патрина, Р. Шагимарданова. Рассказы Мусафирова были опубликованы в местной прессе, прозвучали по областному радио. Чибиркин ждал своего часа, жил мечтой. На одном дыхании написал несколько талантливых рассказов. Писатели из оренбургской организации решили включить один из них в готовящийся сборник. Михаил ободрился. Охотно встречался со студентами и школьниками, знакомил ребят со своими работами. Был завсегдатаем литературных вечеров, которые проходили во дворце культуры нефтехимиков. Коллеги радовались: энергия у Чибиркина била ключом, он настроился на серьезный «творческий рывок».

Собираясь на квартирах в непринужденной дружеской обстановке, литераторы мечтали о будущем. В котором видели себя в значимыми фигурами отечественной литературы. В мечтах молодые выходили на большую дорогу…

– Представьте себе, – фантазировал Миша, – что мы вот так же сидим с вами в Москве.

Михаила по человечески очень любили. У него было много друзей. Которые призывали автора остаться в Орске, как Астафьев, Распутин – у себя на родине. Никто не сомневался, что дорога, длиною в жизнь сложится на редкость удачно в творческом плане.

Однако возникли проблемы с выпуском коллективного сборника, несколько раз были отодвинуты «на потом» публикации рассказов и стихотворений Чибиркина в областной и местной прессе. На смену душевному подъему пришло уныние, ощущение безнадеги и беспросветности. Сказались и проблемы на работе. И цельный, талантливый человек устал. Надломился, ушел в себя. К сожалению, рядом уже не было мудрого наставника Виктора Васильевича Можарова, который ушел в лучший мир. А друзья – литераторы были точно в таком положении и ничем не могли помочь своему собрату по перу. Так уж устроены жизнь, что человек в ней обязательно зависит от воли других, тех кто поставлен обстоятельствами над тобой.

Чибиркин стал все реже посещать литобъединение. Почти ничего не писал. Отшучивался: Жизнь творческого человека состоит из приливов и отливов. Был прилив. Теперь – отлив. Все закономерно. Зато есть время наблюдать жизнь, коллекционировать впечатления. Чтобы потом начать писать уже в полную мощь таланта. Уже на другом, более высоком уровне мастерства. Но время «отливов» все тянулось и тянулось…. А «приливы» так и не наступали.

«По возможности, я вытягивал у Миши его старые рассказы и публиковал их в «Литературных страничках», которые вел при газете «Орская хроника» (с 1991 года стала выходить на базе «Орского рабочего»), - вспоминает Иванов. - Так увидели свет «Собачья морда», «Долг», «Не тот случай», «Столб», «Оккупанты» и другие рассказы.

***

Михаил пристрастился к спиртному. Сначала выпивал рюмку другую. Убеждал окружающих, что это необходимо для вдохновения. Так, дескать, лучше пишется. Но скоро «творческие запои» вошли в привычку. И вылилось в настоящую семейную трагедию. Из-за пагубного пристрастия пришлось расстаться с любимой женой и детьми. Не находя выхода, кипучая энергия реализовывала себя в общении со случайными людьми, далекими от литературы. Он будто намеренно избегал общения с людьми из своего круга, сторонился друзей – литераторов. Которые так в него верили. И которые слишком хорошо понимали, что же с ним происходит. Которые чувствовали всю трагедию его надрыва….

Уход из жизни любимой матери окончательно надломил Чибиркина. К тому времени писатель и поэт практически потерял связь с привычным окружением. И поддержать Михаила в его горе было некому.

Его стали встречать в обществе людей, похожих на бомжей, алкоголиков и уголовников. Стараясь забыться, убежать от реальности, он стал выпивать еще чаще. Писал мало. В сохранившихся стихах явно чувствуется щемящая боль за потерянную семью, за утрату связи с близкими. За свою слабость, неумение принять этот мир таким, как есть… Он словно предчувствовал, что срок, отмеренный ему судьбой не будет долгим. В произведениях мелькают трагические пророческие фразы о неизбежном и близком конце… К примеру, образ последней электрички отождествлялся у него с образом уходящей кратковременной жизни.

Порочное окружение, жизнь, погруженная в пучину безнадежности. Пьяные компании. Как следствие этого – преступление. Убийство человека в целях самообороны И - срок.

***

Когда Михаил вернулся из заключения, друзьям – писателям поначалу показалось, что перед ними прежний Чибиркин. Принес стихи. Говорил, что пишет тюремную повесть, которая станет настоящей бомбой в литературном мире. Но потом стало ясно, что в душе у писателя появилась червоточина. Надрыв все усиливался, жизнь виделась бессмысленной. Те же сомнительные компании, где спиртное лилось рекой. И, наконец, в ноябре 2003 г. известие, молнией облетевшее всех друзей и знакомых. Михаил Чибиркин погиб от ножа родного брата… Жизнь талантливого человека оборвалась нелепо. Оступившись, пристрастившись к выпивке, он не смог уже вернуться к самому себе, не смог бороться за будущее. Дорого обошлось писателю и поэту «вдохновение»…

***

Сейчас можно много философствовать на тему, как было бы сложилась судьба Чибиркина, если бы обстоятельства повернулись к нему лицом. Будь он востребованным автором, видел бы перед собой реальные перспективы самореализации и смысл творческого роста, скорее всего трагедии удалось бы избежать. Но его жизнь сложилась так, как сложилась. Задавленный обстоятельствами, талантливый человек из реальности, потерялся в суете, погряз в попытках заглушить боль при помощи спиртного, забыться в сомнительных компаниях….

Сколько таких судеб, как у Чибиркина среди литераторов маленьких городков вроде нашего? Подозреваю, что очень много… Не у всех людей хватает сил бороться и идти вперед. Жизнь ломает сильных, смерть забирает лучших.

Благодаря членам литобъединения «Сонет» его рассказы наконец то увидели свет, дошли до читателя. Пронзительные, удивительные, глубоко талантливые рассказы. Его мысли, чувства, переживания остались в творчестве. Но самого человека уже не вернешь…

Инна СТАРИКОВА

Статья печаталась в газете «Орская хроника», декабрь 2004 г.

Источники

  • Статья прислана автором.
Комментарии   
# Guest 07.08.2013 07:05
Сразу видно, что Инна Старикова не читала рассказов Чибиркина. Ей лишь бы написать.
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter