Поиск

На развитие проекта

  • Обелиск защитникам Орска в 1918 году
  • День 270-летия Орска
  • Вид Орска с высоких точек. 2009 год
  • Верхний мост через реку Урал (Большой мост). 2009 год
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

История Орска начинается в далёком 1735 году с основания столицы Оренбургского края. Орская крепость была надёжной опорой России на южных рубежах. Со временем сменив военный статус Орск стал купеческим центром Южного Урала. Минули годы и окрестности Орска стали грандиозной стройкой первых индустриальных пятилеток, был заложен уникальный Соцгород. Орск стал центром Восточного Оренбуржья.

Главным достоянием города всегда были его жители. Орчане достойно несли честь свего города через войны и потрясения. Слава о рабочем Орске разошлась по всему миру. Фирменной маркой города стали: холодильник "Орск", сложнейшее оборудование для металлургии, дорожно-строительная техника, легкие металлоконструкции, промышленный никель и кобальт.

Владимир Яковлевич Пороцкий родился 16 августа 1944 года в г. Орске Оренбургской области. После окончания в 1964 году Оренбургского музыкального училища служил в ансамбле песни и пляски Краснознаменного Северного флота. В 1972 году окончил Новосибирскую государственную консерваторию и приехал на Дальний Восток. К этому времени он уже был автором ряда песен и инструментальных произведений. На его дарование обратил внимание Юрий Владимиров, бывший в то время председателем Дальневосточной композиторской организации. По его совету Владимир Пороцкий поступил в Горьковсую государственную консерваторию, которую окончил в 1979 году, занимаясь в классе народного артиста России профессора А.А.Нестерова.

С марта 1980 года В.Пороцкий - член Союза композиторов СССР.

Творческая работа композитора органично сочеталась с другими видами его деятельности – он был преподавателем Благовещенского музыкального училища, художественным руководителем Амурского народного хора, художественным руководителем Амурской областной (Благовещенск), Приморской краевой (Владивосток), Красноярской государственной (Красноярск) филармоний, преподавал в Дальневосточном и Красноярском институте искусств, являлся председателем Красноярской композиторской организации, был руководителем региона "Сибирь – Дальний Восток" Союза композиторов России. В настоящее время Владимир Пороцкий, избранный Секретарем Союза композиторов России, живет и работает в Москве в центральном аппарате Союза композиторов России.

Среди сочинений, созданных после окончания консерватории, выделяется симфония "День Поэзии" (1980 г.) на стихи И.Нонешвили (перевод Е.Евтушенко) и Н.Матвеевой. Здесь - обращение к нравственным проблемам, к духовному миру личности, философское осмысление жизненных явлений. В драматургии и образно-интонационном строе симфонии чувствуется благотворное влияние искусства Д.Шостаковича. Первые две части симфонии экспонируют диаметрально-противоположные начала – высокую духовность, благородство, глубину лирического чувства (первая часть – "День Поэзии") и воинствующую ограниченность (вторая часть – "Есть огнь бездарности" – ироничное, злое скерцо). Как своего рода обобщение воспринимается финал – инструментальная Пассакалья.

Монументальное полотно было создано композитором к 125-летию крупнейших городов Дальнего Востока – Благовещенска, Хабаровска, Владивостока. Это - оратория "Щит границы" на стихи Виктора Яганова для чтеца, солистов, хора и оркестра. В интонационной основе произведения лежит принцип полистилистики, так как содержание его охватывает большой исторический период.

К сочинению, ставшим этапным в творчестве композитора, можно отнести вокально-инструментальный цикл "Шесть сонетов Федерико Гарсиа Лорки" для сопрано, скрипки и фортепиано. В вокальной музыке В.Пороцкого проявились многие тенденции, характерные для композиторов его поколения: тяготение к цикличности, а не к отдельному романсу как самостоятельному опусу, воплощение инструментального начала в камерном ансамбле, а не только в партии фортепиано, интерес к широчайшему кругу поэтов разных стран – от античности до ХХ века, к поэзии всех времен и народов.

Обращение Пороцкого к сонетам Гарсиа Лорки не случайно: как в творчестве великого испанца соединяется изощренная образность, виртуозная ферсификация с народной песенно-танцевальной стихией, так и в музыке композитора экспрессивность и искренность высказывания опираются на солидную техническую оснащенность. Сказывается и знание блестящей традиции русской музыкальной Испаниады – от Глинки до Шостаковича. Но в отличие от великих предшественников, Пороцкий стремится создать не столько обобщенный образ Испании, сколько воспроизвести именно андалузское "глубокое пение" – канте хондо, с его восточной ладовостью, мавританской орнаментикой, изобретательностью в монодии (особенно это проявляется во втором и четвертом сонетах). В то же время танцевальность пронизывающая весь испанский фольклор, носит у Пороцкого более "общеиспанский" характер – мы слышим слегка усложненные фанданго в первом сонете, хабанеру – в пятом, сегедилью – в шестом, а скрипичная интерлюдия в начале четвертого сонета представляет собой классическую сарабанду.

Но главная задача композитора не только в том, чтобы воссоздать национальный или региональный колорит (хотя он это делает увлеченно и тонко), но обнажить философско-психологический стержень сонетов Лорки: образ Любви-Смерти. И вот перед слушателем – шесть музыкальных ипостасей этого образа: затаенная скорбь в первом сонете (голос и фортепиано), надрывная ламентация во втором (голос и скрипка), неистово-страстная пляска Смерти с нерегулярной, как в песнях басков, метрикой в третьем (голос, рояль, скрипка,). С четвертого сонета начинается новая волна развития образа Любви-Смерти: от торжественной и в то же время исступленной сарабанды (скрипка соло) через знойно-томительную мольбу (сопрано соло) – и кульминации всего цикла – пятому сонету, в котором на фоне горделивых ритмов хабанеры и "аккордов томления" совершается слияние любовной грезы и предсмертной муки, а в конце вновь возникает тритоновый вопль скрипки (реминисценция второго сонета). И, наконец, в последнем, шестом сонете наступает успокоение в парадоксальном сочетании сегедильи с колыбельной (такое сочетание встречается в народных песнях). Но это не убаюкивающая колыбельная, а, как часто бывает у Лорки, колыбельная умиротворения в смерти. И в то же время шестой сонет – это эпическое послесловие, размыкающее трагическую напряженность всего цикла.

Красноярский период творчества В.Пороцкого отмечен рядом крупных произведений: Концерт для скрипки с оркестром, кантата "Gloria vitae" (из поэзии Возрождения) для сопрано и камерного оркестра (1991), Органная прелюдия, токката, хорал и фуга (1992), органно-вокальные сочинения, музыка для театральных спектаклей, романсы, песни, аранжировки и обработки различной музыки для филармонических коллективов. Но главным сочинением этого времени следует считать балет "Царь-рыба" (1990) по мотивам одноименного повествования Виктора Астафьева. Знакомство композитора, перешедшее затем в близкую дружбу, с великим русским писателем позволило Владимиру Пороцкому глубже ощутить образ мыслей Виктора Петровича Астафьева, проникнуться особым сибирским духом, что, естественно проявилось в интонационном складе музыки. Это грандиозное по своему объему сочинение, написанное по заказу Красноярского театра оперы и балета, требует большого числа исполнителей – хора, оркестра, балета. Причем хор – действующее лицо. Богатейший язык В.Астафьева, насыщенность текста книги сибирскими поговорками, прибаутками, жемчужинами народной мудрости, с одной стороны, и философичностью Экклезиаста, с другой, способствовали созданию ярких хоровых страниц партитуры.

Заслуживает особого внимания еще одно сочинение В.Пороцкого - Симфония №3 для струнных и ударных в 4-х частях (1996), посвященная Д.Д.Шостаковичу. Этим сочинением Владимир Пороцкий как бы сделал свое приношение великому художнику, жизнь и творчество которого сформировало мировоззрение, послужило источником вдохновения для самого автора.

Завершает красноярский период творчества сочинение, свидетельствующее о мастерстве и зрелости автора – "Пять стихотворений А.Ахматовой" для сопрано и русского народного оркестра, премьерой которого завершился концертный сезон красноярской филармонии.

Окунувшись в московскую музыкальную жизнь, продолжая общаться с музыкантами-исполнителями, В.Пороцкий пишет по их заказу ряд сочинений, которые находят живой отклик у слушателей. Соната-каприччио для аккордеона, Концертино и Концерт для аккордеона и струнного оркестра, ряд пьес для ансамбля аккордеонов, "Concerto grosso" в четырех частях для двух тромбонов и камерного оркестра, квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, квартет для блокфлейт, струнный квартет №2, соната для баяна, соната для скрипки и фортепиано, "Стихотворение Иосифа Бродского" и "Стихотворение Анны Ахматовой" ("Третий Зачатьевский") для сопрано и фортепиано, музыка для театра – вот далеко не полный список сочинений, написанных В.Пороцким за год с небольшим.

Возводит ли композитор в своих произведениях события современной жизни или обращается к историческому прошлому, он всегда трактует их в остроконфликтном плане как композитор-драматург. "Хочется и в музыке "воевать" с живущим кое в ком равнодушием, бездуховностью. Мечтаю раскрыть в современнике для него же самого неисчерпаемый источник творческих сил и свежего разума", - говорит он.

О творчестве Владимира Пороцкого

"Обращение к нравственным проблемам, духовному миру личности, борьба за утверждение в искусстве правды и красоты – в решении таких высоких задач В.Пороцкий опирается на опыт великих мастеров, находя индивидуальные средства для преломления традиций".

Наталья Соломонова

Источники:

  1. http://porotskiy.narod.ru
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter