Малишевский Аркадий Николаевич (26.02.1886, г. Самара - 07.09.1921, г. Ташкент) - участник революционного движения и гражданской войны. Родился в семье служащего. После окончания городского училища поступил учеником на телеграф в Самаре. В 1905 за участие в политической забастовке был уволен со службы. С 1909 по 1912 - на службе в армии.
В 1912 приехал в Орск, где работал телеграфистом, затем заведовал телеграфным отделом. В метельном феврале семнадцатого года орские телеграфисты приняли депешу с потрясающей новостью: царя свергли. На телеграфе работал тогда сочувствующий большевикам Аркадий Николаевич Малишевский. Поэтому о событиях в Петрограде в тот же день узнал весь город. Казавшийся до этого сонным, Орск забурлил.
Весной 1917 создал в городе профсоюз почтовых работников, летом стал сторонником большевиков. После Октябрьской революции избран депутатом Орского Совета рабочих и солдатских депутатов, а 14 (27) ноября - председателем исполкома Орского Совета.
Но борьба только начиналась. Представитель Временного правительства в Орском уезде прапорщик Бриц по совету Дутова арестовал Малишевского и отправил его в поселок Кумак, надеясь на то, что казаки устроят большевику самосуд. Но Малишевский был опытным агитатором. Он рассказал станичникам правду о большевиках, о революции, о Ленине. Казаки, среди которых было немало фронтовиков, сами освободили Малишевского.
К этому времени положение в городе изменилось коренным образом. Большевики развернули работу среди рабочих и ремесленников. Вернулась с фронта большая группа революционно настроенных солдат. Был создан отряд Красной гвардии.
После установления в Орске Советской власти (декабрь 1917) Малишевский был начальником штаба по формированию Красной гвардии.
23 декабря 1917 года по улицам Орска к каменному зданию тюрьмы двигалась группа вооруженных рабочих и солдат. Они вели арестованных контрреволюционеров. Над городской управой взвилось красное знамя.
На другой день в Совет принесли телеграмму Дутова: «Немедленно предлагаю освободить арестованных, а Совет депутатов распустить. В противном случае будут приняты меры вооруженного воздействия».
Орские большевики не покорились ультиматуму белого атамана. В ответ на угрозы они создали новые отряды Красной гвардии. В добровольцах недостатка не было. Хуже обстояло с оружием — одна винтовка приходилась на троих. Тогда по предложению Михаила Шарапова в Оренбург через линию фронта отправился Кузьма Поздняков. Две недели от него не было никаких вестей. Потом пришла телеграмма: «Цинк и сталь отправил. Встречайте станции Сара».
Одетые подводчиками Аркадий Малишевский, Михаил Терехов и другие красногвардейцы на санях приехали в Сару. Остановились на постоялом дворе. Местные телеграфисты хорошо знали Малишевского и постоянно сообщали ему о движении поездов. Наконец, Поздняков позвонил из Кувандыка. Теперь скоро. Но почему он говорил: «Будьте на чеку!»?
Буран, начавшийся с утра, разыгрался к вечеру не на шутку. Ветер зло швырял в лицо колючий снег, сбивал с ног. Но вот сквозь свист ветра донесся паровозный гудок. Поезд медленно втянулся на станционный путь и остановился. С гулом отодвинулись двери вагонов, и на землю стали спрыгивать казаки.
— Быстрей к последнему вагону, — крикнул он встречающим и сам побежал туда.
Оказалось, что вагон с оружием удалось прицепить… к воинскому эшелону.
В снежной круговерти красногвардейцы незаметно прошмыгнули к концу поезда, сорвали пломбу, открыли двери и влезли в вагон. Они тут же разбили несколько ящиков, вооружились, набили карманы обоймами и стали наблюдать в щель за казаками. Те деловито выгружались, выводили лошадей, выкатывали пулеметы. И это всего в нескольких десятках шагов! Напряжение было невероятным. И вдруг кто-то нечаянно выстрелил. Все переполошились, приготовились к бою. Но оказалось, что казаки не меньше испугались выстрела. Пугливо озираясь, они стали выпрыгивать из вагонов, застревали в сугробах вместе с лошадьми.
Страшно медленно тянулись несколько минут, пока подошел паровоз и увел хвостовую теплушку в дальний тупик. Туда же подъехали санные повозки. С рук на руки передавали ящики с винтовками и патронами. Быстро выгрузили оружие, тщательно закрыли сеном, отъехали в сторону от путей.
На рассвете они вернулись в Орск. Сколько было радости в городе, когда узнали, что оренбуржцы прислали 500 винтовок, 2 пулемета «Льюис» и 50 тысяч патронов. Тут же были вооружены все бойцы. Орск стал крепостью, готовой в любую минуту встретить врага огнем. Дутовские полки, отступавшие от Оренбурга, обходили Орск стороной.
В апреле Малишевский становится первым военкомом Орского уезда. После создания 1 апреля 1918 городского комитета РКП(б) избирается его членом. Принимал участие в подготовке и работе I уездного съезда Советов (июнь 1918).
Во время осады Орска (июль–сентябрь 1918), став начальником гарнизона, организовал оборону города и участвовал в боях. В ноябре 1918 Малишевский был начальником обороны Актюбинского района и Ташкентской дороги. Впоследствии командовал бригадой. 15 апреля 1919 назначен губернским комиссаром почт и телеграфа. С сентября 1919 - комендант Орского укрепрайона.
21 мая 1921 сдает все орские дела и выезжает в Ташкент, где служит комиссаром в инженерном управлении Туркестанского фронта. Умер и похоронен в Ташкенте. Память о Малишевском увековечена в названиях улицы и сада в Орске. Проводился «Всесоюзный турнир имени А. Малишевского» по боксу.
Всесоюзный турнир имени А.Н. Малишевского по боксу. Город Орск. 1970 год.
Памятная медаль с всесоюзного турнира имени Аркадия Николаевича Малишевского (1886-1921), проведённого в 1971 году в г. Орске, Оренбургская область. Экспонат будущего музея OSB.
Источники
- Составитель П.С. Коровин «Орская биографическая энциклопедия». Оренбург: ОАО «ИПК «Южный Урал», 2005. - 336 с.
- Альтов В. Г. «Города Оренбургской области». Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1974 г. 254 с. с ил. Стр. 67–70
- М. Лукерченко «Орск». Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство, 1968, 161 с.
- Old School Boxers - Клуб истории бокса