Поиск

На развитие проекта

  • Братская могила мусульман-революционеров, погибших в 1918 году при обороне Орска
  • Окрестности Орска в районе станции Ущелье и посёлка Мостострой. 2009 год
  • Фотографии Орска. 2009 год
  • День 270-летия Орска
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

8 октября 2002 года

Нижник Е.

научный сотрудник Орского историко-краеведческого музея.

Приближается Всероссийская перепись населения. В сознании многих она сводится к подсчету численности населения. Однако ее задачи шире. Перепись населения - это процесс сбора демографических, экономических и социальных данных, характеризующих в определенный период времени каждого жителя страны или территории.

Для нашей страны это уже десятая перепись. Первая была 28 января 1897 года. По ее данным, в Орске проживали 14016 человек, в том числе 6933 женщины и 7083 мужчины. Перепись зафиксировала следующий сословный состав орчан: 57 потомственных дворян, 109 личных дворян, 41 лицо духовного звания, 27 потомственных почетных граждан, 127 купцов, 10370 мещан. Лишь 20,4% жителей Оренбургской губернии были грамотными.

Следующая перепись проводилась уже в советской России, в 1920 году. В Орске на тот момент проживал 16231 человек. Уровень грамотности по губернии немного повысился по сравнению с 1897 г. и составлял 26,9%.

Через три года, в 1923 г., в стране проводилась Всесоюзная городская перепись населения. Она показала дальнейшее сокращение населения Орска до 10776 человек. Виной тому был голод 1921-1922 годов.

Следующая Всесоюзная перепись, проведенная 17 декабря 1926 г., зафиксировала рост населения Орска до 13591 чел. (6328 мужчин и 7263 женщины).

Один из вопросов этой переписи касался грамотности. По инструкции грамотность определялась как умение читать хотя бы по слогам и написать свою фамилию. Лица, умеющие подписать свою фамилию, не умея читать, записывались как неграмотные. Перепись 1926 г. показала дальнейший рост уровня грамотности по Оренбургской губернии, которая составила 42,4%.

Если в дореволюционной переписи вопрос этнической принадлежности отсутствовал, то в советский период в переписях появилась специальная графа о национальности. По переписи 1926 г. 65,27% горожан считали себя русскими, 21,57% - татарами, 5,83% - украинцами, 3,05% - белорусами, 2,04% - казахами.

Следующая перепись в нашей стране проводилась 6 января 1937 г. Она должна была отразить колоссальные перемены, произошедшие в СССР в результате коллективизации и индустриализации. Политическое руководство страны заранее в своих выступлениях задало основные параметры: ожидалось, что население страны составит 180 млн. человек, предполагался высокий уровень урбанизации и грамотности.

Первые же итоги не удовлетворили правительство. Перепись насчитала лишь 162 млн. человек. Любопытно, что в преддверии этого события в стране по инициативе Сталина были запрещены аборты, но эта мера не смогла дать должного эффекта. Организаторы переписи были обвинены в преднамеренном недоучете населения и объявлены врагами народа. Перепись объявлена дефективной, ее результаты были засекречены и нигде не публиковались.

Однако вопрос остался открытым, поэтому в 1939 г. была назначена новая перепись. Впервые в практике советских переписей вводились репрессивные меры: гражданам, уклоняющимся от дачи сведений или дающих заведомо неверные сведения, угрожало привлечение к судебной ответственности. В Орском филиале облгосархива сохранился документ “Договор соцсоревнования на образцовое проведение переписи 1939 г.”, в котором, в частности, говорится, что в результате переписи “должна сложиться величественная картина побед социализма во всех отраслях народного хозяйства”. Неучтенных выискивали всюду. Совнарком СССР даже предписал счетчикам и контролерам “всесторонне изучить места возможного скопления бездомных, нищих, безнадзорных”. Они должны были осмотреть “чердаки, подвалы, котлы для варки асфальта, общественные уборные и др”. Обеспокоенные ажиотажем вокруг цифры численности населения в СССР, статистики стремились как можно полнее учесть население, а с другой стороны, исключить возможность приписок. Орск был разбит на 3 отдела, в состав которых вошли 25 инструкторских и 135 счетных участков. Каждый счетчик посещал свой участок несколько раз, чтобы опросить каждого в личной беседе, и только в крайнем случае, при полной невозможности опросить его лично, заносился в списки со слов членов семьи, но после тщательной проверки этих сведений. Основная масса недоучтенных, как правило, выявлялась не во время самой переписи, а при контрольных обходах. В июне 1939 г. все газеты сообщили, что население СССР составляет 170467186 человек. По мнению современных статистиков, преднамеренный переучет населения в этой переписи составил 1-2 млн. человек, т. е. примерно 0,6-1,2%. Благодаря мужеству и честности большей части организаторов и счетчиков процент завышения оказался минимальным. Тогда же, в июне 1939 г., газета «Орский рабочий” опубликовала данные о численности населения Орска, которое составило 65799 человек.

Полностью обработка материалов переписи была закончена в 1940 г. Однако они так и не были напечатаны. Эта перепись так же, как и предыдущая, фактически оказалась засекреченной. В архивах сохранились распоряжения, делающие результаты переписи недоступными. Так, вскоре по окончании переписи в Орский районный нархозучет пришла телеграмма из Оренбурга: “Категорически запрещаю дачу сведений о населении”. По всей видимости, причиной было опасение, что на местах могут быть оглашены какие-то противоречащие центральной публикации данные.

В декабре 1940 г. на места были спущены исправленные результаты переписи. По ним численность населения Орска была несколько увеличена по сравнению с опубликованной в 1939 г. и составила 66345 чел., в том числе 33777 мужчин и 32568 женщин. Эта цифра и вошла затем во все статистические справочники. Национальный состав орчан в 1939 г. по этим данным был таков: русские – 72,63%, украинцы - 13,47%, татары - 5,48%, казахи - 3,48% мордва - 2,95%, чуваши - 0,25%, немцы - 0,19%.

Уровень грамотности орчан по данным, присланным из Оренбурга, составил 89,5%, причем грамотных мужчин было больше, чем женщин (соответственно 95,95% и 82,83%). Вопрос об образовании был включен в перепись 1939 г., но в числе присланных из Оренбурга материалов эти данные отсутствовали так же, как и сведения о занятиях, социальной структуре населения.

Однако даже имевшиеся цифры так и не были обнародованы. В сопровождающем их письме указывалось: “Посылаемые нами данные переписи вы можете использовать для своих работ, а также предоставлять для служебного пользования госучреждениям и общественным организациям. Опубликованию эти данные не подлежат до особого распоряжения”. Подготовленные к печати полные материалы этой переписи не опубликованы до сих пор.

Источники

  1. «Орская хроника» №264(20196) от 08 октября 2002 года
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter