№ 10-11(21058-059) от 15 января 2005 года
Григорьев С.
История литературного Орска знает славные, всемирно известные имена поэтов и прозаиков. Первому из них, Тарасу Шевченко, даже памятник установлен, его именем названа площадь. Муса Джалиль за стихи, написанные в тюрьме, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Но литераторы, издававшие свои книги во второй половине ХХ столетия, достойны не менее пристального внимания, чем их именитые предшественники.
В Орском городском историко-краеведческом музее работает библиотекарем Валентина Николаевна Сокуренко. Она собрала, пожалуй, наиболее полную подборку изданных во второй половине ХХ века произведений орчан.
Мы насчитали два десятка книг. И некоторые имена стали для меня повторным открытием.
Конечно, Ю. Бондарев, написавший повесть «Го-рячий снег», по которой снят один из лучших фильмов о войне, всемирно известен. Но он уехал из Орска еще в ранние детские годы и орчанином себя считает лишь условно. Знаменит и другой бывший земляк В. Маканин, опубликовавший в 60-е годы роман «Прямая линия» и сразу ставший знаменитым. В последующие годы отдельными книгами издано более десятка его произведений. Он лауреат самых престижных премий в области литературы.
В числе орских литераторов, чья судьба жестоко обожжена войной, есть имя, стоящее особняком, – уж слишком извилист был жизненный путь. Его никогда не баловали вниманием, хотя в последние годы он и стал членом Союза писателей. Это А. Фурсов, написавший в конце 60-х повесть «Пленники трех озер», а позже выпустивший книгу стихов. Повесть не автобиографичная, но написана на основе собственного жизненного опыта. Ему довелось воевать. Попал в плен. Несколько раз бежал, за годы войны побывал в Италии, Испании, Швейцарии.
Будущий писатель участвовал в Итальянском сопротивлении, женился на итальянке. В конце войны был арестован итальянской полицией и передан власовцам. После войны до середины 50-х жил с семьей в Италии, работал в Швейцарии, но все годы мечтал вернуться на Родину. Так и сделал. Вернувшись, работал в плавильных цехах орских заводов. Писал стихи и прозу.
Более удачливы и спокойны судьбы орских литераторов послевоенной поры.
50-е и 60-е годы неожиданно расцвечены талантом детских поэтов. В музее бережно хранятся знакомые сызмальства книжки стихов. Оказывается, про снегиря и богатырей еще полвека назад писал стихи наш земляк М. Лапыгин. Он и стал первым орским членом Союза писателей СССР.
Его тоненькие книжки стихов для дошколят издавались гигантскими тиражами. Только сборник «Ручей», напечатанный издательством «Детгиз» в 1958 г., разошелся по стране тиражом в 350 тыс. экземпляров! В библиотеке музея можно найти восемь книжек стихов разных лет и издательств. Они печатались в Оренбурге, Челябинске, Москве. А общий тираж этих произведений намного превысил миллион экземпляров!
В конце 60-х – начале 70-х годов в Орске жил и работал другой детский поэт А. Блинов. Общий тираж его книжек меньше, но по сегодняшним меркам тоже огромен. Сотни тысяч экземпляров печатались в Южно-Уральском книжном издательстве г. Челябинска, 25-тысячный тираж книжки «Веселый мяч» напечатан в Нальчике.
Жил в середине прошлого века в Орске малоизвестный сегодня писатель А. Тоболяк. Под этим литературным именем печатал свои произведения А. Прицкер. В середине 70-х годов он издал повести «История одной любви» и «Общая тетрадь». По «Истории одной любви» был снят художественный фильм с таким же названием, довольно известный.
Тоболяк долгое время после Орска жил, если не ошибаются знавшие его коллеги по творчеству, на Сахалине, а его родственники эмигрировали в Израиль. Дальнейшую судьбу этого писателя нам проследить не удалось.
Еще одной «кометой» на литературном небосклоне Орска сверкнул живший в 70-х годах в нашем городе И. Платонов. Он издал в Узбекистане роман «Колесо Фортуны» тиражом в сотни тысяч экземпляров. Дальнейшая его творческая судьба тоже пока не ясна.
Отдельной строкой в историю Орска еще только пишется биография И. Сахновского. Он живет в Екатеринбурге. Там состоялся как писатель. Его повесть «Насущные нужды умерших», опубликованная в конце прошлого века, стала событием в литературной жизни страны. Не столь давно писатель месяц провел в Англии, где участвовал в творческом конкурсе. И, возможно, будущую литературную карьеру он свяжет именно с этой страной.
К Орску неотрывно привязаны имена двух московских поэтов. Уже давно обосновался в столице О. Щетников, издавший в «Богородском печатнике» г. Ногинска тиражом 5000 экземпляров «Осенний рэгтайм» – книжку стихов и собственных песен. Живет в Москве и работает в литинституте выпускница кузницы писателей Л. Клецова. В ее творчестве первой «ласточкой» стала книжка стихов «Я вам хочу запомниться такой». Она издана в Калуге два года назад.
В строчках этой книги можно найти пронзительные слова о любом творчестве – писателя, музыканта, актера, журналиста... Возможно, она еще и сама не осознала всей глубины сказанных слов:
...Просто, без всякой связи,
Как выдыхаем воздух,
Вечно идем по грязи,
Но – по колено в звездах.
На книжной полке в доме моих родителей полтора десятка лет стоит книга с дарственной надписью Н. Ливанова «Жизнь не отменяется». Он работал редактором многотиражки мясокомбината и сумел напечатать свою повесть в Орской типографии за собственный счет. Но подготовил к изданию официально, через Южно-Уральское книжное издание. В повести 255 страниц, тираж этого одного из первых произведений, напечатанных на собственные деньги, не очень большой – 5 тысяч экземпляров.
В Калужском издательстве «Золотая аллея», популярном у орчан, в середине 90-х подготовлено к печати большинство книг орских поэтов. В Калуге печатались книги Н. Пашкова «Люблю дорогу», «Перегон», «Поэтический этап». Он проработал десятки лет водителем-дальнобойщиком, окончил высшие литературные курсы им. Горького, член СП России. Этот наш современник вошел в Российскую антологию «Антология. 20-й век. Поэзия».
Сегодня в городском литобъединении «Сонет» можно насчитать десятки «призванных литературой» горожан. Их стихи и рассказы напечатаны в коллективных сборниках. В городской библиотеке удалось найти книги «Радуга в камне», «Отечества родного седые ковыли», «Небесные купола» и литературно-художественный альманах «Орь». На их страницах – десятки фамилий людей, написавших несколько стихотворений или рассказов. Кто-то из них при помощи родственников, знакомых, а то и чиновников издает свои книжки, не особо разбираясь, «самиздат» это или нет.
Между тем технически литература разделилась на три формы существования. Во-первых, это официально изданные книги, занесенные в общероссийский реестр. Они регистрируются как авторские произведения. Во-вторых, это коллективные сборники или «толстые» журналы. И третий путь: книжку можно напечатать, презрев все условности. На любой множительной технике, в любой типографии, а затем раздарить ее друзьям и знакомым. В такой книжке может быть указан год, даже типография и тираж. Но она не зарегистрирована. Это современный «самиздат».
В последнее десятилетие много таких литературных произведений орчан напечатано в типографиях Орска, Новотроицка, Тольятти, Шадринска. Есть книжки из пермских и екатеринбургских типографий. Некоторые из них так и останутся разовыми литературными опытами начинающих авторов. Другие перерастут в этапы длинного литературного пути.
В городском музее есть самиздатовская книжечка рано умершей Л. Руденко. Это единственный сборник ее стихов, напечатанный благодаря стараниям членов городского литобъединения. Я с удивлением читал светлые легкие строки незнакомой орчанки, осознавая, что в России жили две гениальные поэтессы. Литературное наследие М. Цветаевой широко известно, о ее творчестве написаны сотни книг, а наследие Руденко собрано на листочках сотни тоненьких книжиц. И едва ли ее стихи попадут в поэтические антологии.
Но пусть в газетной публикации они станут известны землякам. В стихотворении «О себе» Людмила написала:
Ах, ты боль моя,
боль болючая!
Жизнь несладкая
да нескладная.
Будто ежик, я
вся колючая,
Нестерпимая, непонятная.
Губы сомкнуты,
руки скрещены –
И по поводу,
и без повода.
В лунной комнате
Призрак женщины
И разгаданной.
И не понятой.
В городской библиотеке собираются публикации о местных литераторах, хранятся некоторые книги авторов. Должен отметить, что, кроме нескольких самиздатовских книжек, коллективных сборников и солидной подборки произведений Маканина, книг орчан, к сожалению, мало. Зато к неожиданным находкам можно отнести две книжки стихов В. Овчинниковой, напечатанные в типографии Волжского автозавода, общий их тираж более 2 тысяч экземпляров.
Конечно, в кратком рассказе об орских литераторах невозможно рассказать обо всех создателях литературных творений. Но стоит упомянуть поэта и прозаика О. Яковлева, члена Союза писателей А. Иванова, активно помогавших найти малоизвестные имена орчан.
Стараниями литераторов в Новотроицке издана книжка пародий рано умершего И. Кореня, работавшего педагогом в одной из орских школ. Яковлев помогал подготовить и издать томик стихов экс-мэра Орска Н. Тарасова. Общими усилиями подготовлена к изданию книжка стихов погибшего год назад М. Чибиркина, она уже печатается в одной из местных типографий.
Благодарим за помощь в сборе материалов для публикации библиотекаря городского историко-краеведческого музея В. Сокуренко, зав. библиографическим отделом центральной городской библиотеки им. Горького Е. Кривоносову, членов литературного объединения «Сонет».