№ 238–239 (20514–515) от 02 сентября 2003 года
Нижник Е.
научный сотрудник Орского историко-краеведческого музея.
Многие орчане знают, что наш город был основан как крепость, первоначально называвшаяся Оренбургской. Свое нынешнее название крепость получила в 1739 году, когда было решено перенести центр вновь осваиваемого края ниже по течению реки Яик (Урал). Так с потерей статуса центра крепость лишилась и своего первоначального имени.
В Орском филиале Оренбургского областного госархива хранится любопытный документ, в котором говорится о попытке еще раз переименовать город. Этот документ — постановление президиума Орского горсовета № 23 от 22 февраля 1937 года, принятое опросом его членов. Текст постановления в ходе подписания подвергался многочисленным стилистическим правкам. В окончательном варианте он выглядел так: «Учитывая желание трудящихся города и новостроек увековечить память покойного Григория Константиновича Орджоникидзе, выраженное в резолюциях митингов, посвященных его смерти, переименованием города Орска в город имени Орджоникидзе и желание рабочих и ИТР Никельстроя о присвоении строящемуся в г. Орске никелевому комбинату имени Серго Орджоникидзе, президиум горсовета полностью поддерживает это ходатайство трудящихся и просит Оренбургский облисполком возбудить ходатайство перед правительством о переименовании Орска в город им. Орджоникидзе и о присвоении строящемуся никелевому комбинату имени Орджоникидзе».
Григорий Константинович Орджоникидзе (партийный псевдоним Серго) — видный советский государственный и партийный деятель. Участвовал в революционном движении с 1903 года. В гражданскую войну был политическим руководителем в войсках Красной Армии. С 1930 года Серго Орджоникидзе — председатель Высшего совета народного хозяйства. С 1932 г., когда ВСНХ преобразовали в наркомат тяжелой промышленности СССР, он был назначен наркомом тяжпрома. В его ведении как наркома находились и 7 строек Орска, в числе которых были такие крупные, как Никельстрой, ТЭЦ, Локомотивстрой. Поддерживая постоянные личные контакты с руководителями заводов и строек, Григорий Константинович пристально следил за их работой.
Под текстом постановления президиума Орского горсовета стоят подписи членов президиума с одобрением документа, а также пометка 2-го секретаря горкома ВКП(б) А.Е. Цвилиховского, обращенная к председателю горсовета: «Т. Бондовский. Такое дело опросом не решается».
Рассматривая вопрос о переименовании, руководство города невольно попало в щекотливую ситуацию. В последние месяцы жизни над Орджоникидзе сгущались тучи: были арестованы его брат Папулия, ближайшие сотрудники, среди которых первый заместитель наркома Г.Л. Пятаков, заместитель наркома А.П. Серебровский, уполномоченный Наркомтяжпрома по Орскому району С.М. Франкфурт. Все они обвинялись в антигосударственной деятельности. Один из ближайших помощников Орджоникидзе — С.З. Гинзбург вспоминал, что отношения И.В. Сталина и Г.К. Орджоникидзе в то время, все более обостряясь, пришли к полному кризису и завершились трагической гибелью Серго в феврале 1937 г. Гинзбург считал, что Орджоникидзе был убит. Возможно, не он один сомневался в официальной версии смерти наркома.
На этом история с переименованием города, по всей видимости, и закончилась. Во всяком случае, другие документы в архиве не обнаружены.
Впрочем, память о Г.К. Орджоникидзе все же увековечена. 27 февраля 1937 года президиумом горсовета улица Милютина была переименована в улицу Орджоникидзе.