Мы многое знаем из довоенной биографии нашего великого земляка Мусы Джалиля. О его творчестве написаны книги. А вот о фронтовой жизни героя, о боевом пути армии, где он служил, апериодической печати, на наш взгляд, публикаций до обидного мало. А между тем армия для Мусы тоже была настоящей школой жизни.
С самого начала, как только Ленинград оказался в блокаде, одной из мер по освобождению города явилось создание 17 декабря 1941 года Волховского фронта, который объединил армии, действующие к востоку от реки Волхов. Командовал фронтом генерал армии К. Мерецков. В состав фронта входили несколько армий, в том числе 2-я Ударная, где корреспондентом газеты был Муса Джалиль.
В январе 1942 года войска Волховского фронта начали наступление. Наиболее успешно действовала 2-я Ударная армия под командованием генерала Н. Клыкова. В районе Мясного Бора она прорвала оборону противника. Соседи с флангов не смогли продвинуться вперед и залегли. Когда успех фронтовой операции наметился в полосе 2-ой Ударной, ее стали пополнять за счет частей 52-й и 59-й армий. Кавалерийский корпус генерал-майора Н. Гусева вместе с 327-ой дивизией полковника И. Антюфеева ворвались в незащищенные тылы противника и стали пробиваться в глубь его обороны.
Исключительный героизм воинов 2-ой Ударной не был подкреплен достаточным количеством оружия и боеприпасов. Гитлеровское командование бросило против нее 11 своих отборных дивизий. Здесь же воевали 250-я испанская дивизия, мотобригада «Нидерланды» и легион «Фландрия», предатели-квислинговцы из Норвегии. 2-я Ударная оказалась в гигантском «мешке» окружностью в двести километров. Слабым местом ее был проход у Мясного Бора, который противник постоянно пытался закрыть. 19 марта 1942 г. ему это удалось. 2-я Ударная оказалась в своем первом окружении.
Командующий Волховским фронтом К. Мерецков усилиями 52-й и 59-й сумел организовать контрудар и очистить коммуникации 2-ой Ударной. Горловина прорыва открылась, в дивизии и бригады армии Н. Клыкова пошли обозы с необходимым снабжением. Но в небе господствовала авиация противника, и двигаться можно было только ночью.
В марте 1942 года, когда еще не угас наступательный порыв 2-ой Ударной армии, командующий Волховским фронтом К. Мерецков выдвинул перед Ставкой Верховного Главнокомандующего варианты оказания помощи в снабжении 2-ой Ударной боеприпасами и продуктами и усиления фронта хотя бы еще одной армией. Ставка не возражала, однако помощь выделена не была...
Тогда К. Мерецков и Н. Клыков выдвинули другой вариант: отвести 2-ю Ударную из занятого ею района на случай, если не получат подкрепления. Это гарантировало сохранение сил армии и удержание плацдарма на западном берегу Волхова. Но резервов у Ставки не было и приказ о наступлении оставался в силе. И 2-ая Ударная армия, находившаяся в постоянном наступлении уже около двух месяцев, продолжала драться с гитлеровцами, оттягивая от Ленинграда все новые и новые силы противника.
Эта армия с получением приказа об отходе и не дожидаясь помощи сама прорвала немецкую линию окружения. Измученным голодом и непрестанными боями красноармейцам пришлось пройти несколько километров по коридору шириной всего 300-500 метров (!). Коридор, прозванный Долиной смерти, простреливался со всех сторон.
Многим не удалось выйти. Но когда возникало безвыходное положение, они оставляли последний патрон для себя. Застрелился окруженный гитлеровцами любимец солдат, 35-летний член Военного Совета армии, дивизионный комиссар И. Зуев, не желая подвергать опасности окружавших его товарищей, покончил с собой тяжелораненый чекист А. Шашков — начальник особого отдела 2-ой Ударной. Генерал А. Афанасьев, начальник связи, сумел пробиться к партизанам. Погибли, ведя своих бойцов сквозь стену огня, командиры С. Буланов и Ф. Черный.
Муса Джалиль в одном из сражений был ранен, попал в плен. Но не сдался. В концлагере организовал подпольную группу, которая вела агитацию в среде так называемой Российской освободительной армии (РОА) не воевать против своих.
Части РОА, направляемые на восток, распадались по пути следования, не доходили до линии фронта и пополняли наши партизанские отряды. За это М. Джалиля, его соратников схватили и пытали в тюрьмах Моабита, Шпандау, Варшавы, берлинской тюрьме Плетцензее.
А в это время 2-ая Ударная под командованием генерал-лейтенанта Клыкова участвовала в освобождении Ленинграда, билась за Эстонию, штурмовала Берлин, получила 22 благодарности от Верховного Главнокомандующего.
Боевая слава 2-ой Ударной армии золотыми буквами запечатлена в истории Великой Отечественной войны...
Роман Валетдинов
№ 24-25, суббота, 11 февраля 2006 г.