Вход
Поиск
На развитие проекта
Клуб юных геологов-экологов г. Орска
www.geolclub.narod.ru
Всероссийский конкурс научно – исследовательских работ «Ферсманиада»
"Полна чудес могучая природа!"
А.Н. Островский
В самые древние времена, когда человек только начал делать из камня примитивные орудия, в созданных им бусах, амулетах и других украшениях уже проявилась его любовь к красоте. Все последующие века в строительстве и разнообразных видах искусства, в украшениях, одежде, в народной фантазии сказок и эпоса, в поэтических образах изящной литературы – всюду камень играл огромную роль, вдохновляя художника, давая незаменимый материал ваятелю и открывая широкий простор фантазии поэта. Так писал А.Е. Ферсман. Много замечательных произведений из камня можно увидеть в Эрмитаже, в музеях прикладного искусства. Но самые удивительные произведения природы бывают на выставках любителей камня. Свои коллекции представляют учёные и рабочие, художники и инженеры, геологи и врачи. Все они увлечены неповторимой красотой и поэзией природного камня, увиденной ими или порождённой их фантазией, вкусом и мастерством.
Тот любознательный, кто в своем стремлении к освоению окружающего мира пожелает побывать на горе Полковник, что находится неподалеку от поселка Биофабрика, может очень долго рыскать в поисках этого геологического объекта. Потому что гора как таковая сейчас присутствует только в ее названии. На Старой Биофабрике местная жительница на наш вопрос, где найти гору Полковник, махнула рукой: «За поселком сразу налево, не ошибетесь, там ее уже видно». Выехав за пределы поселка, слева мы увидели… степь — практически гладкую и ровную. Небольшие выпуклости земной коры назвать горой язык не поворачивался. Пожав плечами, мы повернули на колею, уходящую за ближайший пригорок. И не ошиблись. Через несколько сотен метров стали видны глиняные отвалы и гора, перевернутая в пространстве: огромный котлован, вырытый добытчиками камня за 250 лет разработки месторождения. Гора, изначально имевшая около 60 метров высоты, под воздействием природных факторов и в первую очередь человеческой активности, практически полностью исчезла.
Всемирную славу Уралу, как «минералогическому раю», принесли не только драгоценные камни — небесно-нежные мурзинские топазы-тяжеловесы или бобровские «зеленые алмазы» — демантоиды, но и цветные — малахит, яшма, родонит. А среди этих трех главных поделочных камней, нисколько не умаляя той роли, которую сыграл в истории русского камнерезного искусства изумительный по рисунку и расцветке малахит, нисколько не принижая непревзойденной красоты алого малоседельниковского родонита-орлеца, первенство все же нужно, видимо, отдать радужной и многоликой яшме.
Г. Орск Оренбургской области. Совместное издание городской организации СЖ СССР и ЦМИ ГК ВЛКСМ. 1990 г.
Загадочные явления, знакомые нам как НЛО, интересуют многих людей в нашей стране. Для жителей Восточного Оренбуржья данный вопрос представляет особый интерес, ведь именно в этом регионе в последнее время появляются «гости из Икс-мира».
Используя собранный фактический материал, автор рассказывает о наиболее любопытных встречах с уфоидами.
Я хочу остановиться более подробно на яшмах Южного Урала, громадные месторождения которых тянутся по восточному склону этого хребта.
Сведения о них проникли в Петербург еще в начале XVIII в.; первые ясписовые камни, которые стали шлифоваться на Петергофской гранильной мельнице, были башкирские яшмы. Уже в 1770 г. в расцветавшем Екатеринбурге создалась кустарная промышленность, которая через казачьи поселения Южного Урала добывала себе многоцветный яшмовый камень с башкирских земель, часто беззастенчиво собирая камни на киргизских и башкирских кладбищах, куда их приносили издалека.