Поиск

На развитие проекта

  • Памятник казакам, погибшим за Россию
  • Авторские работы фотохудожника Сергея Кузьмина
  • Соборная мечеть. 2009 год
  • Ленина проспект. 2009 год
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Площадь старого города. 30-е годыНачало тридцатых годов как в Оренбуржье, так и в Казахстане, Башкирии было ознаменовано значительным подъемом животноводства. Колхозы и совхозы выращивали все больше крупного рогатого скота, овец, свиней, птицы. 8 перспективе был дальнейший рост животноводства, который обеспечивался улучшением кормовой базы и породности скота.

Было необходимо создать на Южном Урале крупное предприятие мясоперерабатывающей промышленности, с пуском которого станет возможным ликвидировать многочисленные полукустарные бойни и колбасно-коптильные заводы. Советское правительство приняло решение о строительстве в Орске мясоконсервного комбината высокой производительности и с широким ассортиментом продукции.

Строительство началось в 1931 году. На безлюдной прежде равнине, где по весне и осенью раздавались лишь выстрелы охотников, закипела работа. Помогала орчанам строить своего индустриального первенца вся страна. Газетные страницы тех лет сохранили взволнованные письма рабочих, приехавших на первую большую новостройку Орска с Украины, Северного Урала, Башкирии и Казахстана. Многие из них — вчерашние крестьяне, бывшие кустари, недавние конторские работники сначала стали квалифицированными строителями, а затем перешли работать непосредственно на комбинат.

Около года потребовалось для того, чтобы обеспечить «тылы» стройки и будущего предприятия. К площадке проложили железнодорожную ветку, подвели линию водопровода. Создавалась собственная энергетическая база. Затем развернулось возведение заводов основного производства.

В 1935 году головные переделы мясоконсервного комбината начали выдавать продукцию. В холодильник заложили на хранение первые десятки тонн мяса, поступившего из убойного цеха. Строительство комбината, жилого массива для пищевиков продолжалось в последующие годы.

Одним из первых строителей комбината был Никифор Иванович Юдин. Потом он работал на комбинате. Вслед за ним пришли сюда его сыновья Михаил, Николай, Александр, дочери Лидия, Вера, Валентина, внуки. 15 человек из семьи Юдиных работают сейчас на ордена Трудового Красного Знамени мясоконсервном комбинате. Их общий трудовой стаж составил 300 лет.

5 июня 1935 года мясохладокомбинат начал выдавать продукцию. Правительственная комиссия приняла в эксплуатацию завод первичной переработки скота, завод технических фабрикатов и холодильник. В 1939 году был введен в строй колбасный завод, в 1940 году — консервный завод, фабрика по выработке ассоглина (специальной массы для смазки подшипников), цехи хозяйственного мыла, столярного клея, ширпотреба. В 1942 году выдал первую продукцию завод медицинских препаратов. Сейчас комбинат дает около 150 видов продукции.

В начале октября 1931 года в Орске было создано управление строительства нефтеперерабатывающего завода «Крекингстрой».

«Орский завод будет снабжать нефтепродуктами Западную Сибирь, южную часть Уральской области, Восточно-Сибирский край и небольшую часть Средней Волги», — писала в июне 1932 года газета «Известия».

Тогда же началась прокладка нефтепровода Эмба-Орск. В то время еще не было могучих землеройных машин, трубоукладчиков и мощных грузовиков. На всем протяжении 847-километровой трассы, большая часть которой проходит по прикаспийской пустыне и безводным солончаковым степям, работы в основном велись вручную. Каждый километр уложенных труб был подвигом строителей. На подвозке труб, битума и других материалов как главное транспортное средство использовались «корабли пустыни» — верблюды. Грузы возили за сотни километров. Но советские люди преодолели все трудности, с честью выполнили задание партии. На трассе было построено пять компрессорных станций, рассчитанных на перекачку сотен тысяч тонн нефти в год. В октябре 1935 года нефть с берегов Каспия пришла в Орск.

Так была выполнена первая часть задачи, поставленной Владимиром Ильичем Лениным еще в 1920 году. Тогда, 20 апреля из Совнаркома была отправлена такая телеграмма Самарскому и Саратовскому губкомам партии и губисполкомам:

«Постройка желдороги и нефтепровода к Эмбе имеет важнейшее значение. Надо помочь всеми силами и ускорить всячески. Организуйте агитацию, устройте постоянную комиссию помощи, примените трудовую повинность... Исполнение телеграфируйте регулярно. Предсовнаркома Ленин».

Уже в то трудное время была предпринята попытка начать строительство нефтепровода и железнодорожной линии от Эмбы в районы Поволжья и Урала. Но 29 апреля 1921 года Совет Труда и Обороны принял решение прекратить прокладку нефтепровода из-за большой отдаленности. И только в тридцатых годах эта задача была решена.

В те самые дни, когда по безлюдным степям строители прокладывали ложе нефтяной реки, на окраине Орска на многометровую высоту поднимались башни крекинг-установок. Строители торопились — стране очень нужны были нефтепродукты. Тем более, что это был первый и единственный в то время такой завод на Урале. В конце декабря 1935 года вошли в строй первые мощности нефтеперегонного завода, которому было присвоено имя великого летчика Валерия Чкалова.

В морозный день 24 декабря протяжный гудок возвестил о рождении нового завода. В этот день страна получила первый орский керосин. Несмотря на стужу сотни горожан пришли на площадку, чтобы поздравить строителей и эксплуатационников с большой победой. В январе 1936 года газета «Оренбургская коммуна» сообщила: «Шестого января с трубчатки Орского крекингзавода получен первый бензин. Испытания показали отличное его качество».

Многие строители завода без отрыва от производства получили на курсах профессии нефтяников и стали нести вахту на первых установках завода.

Осуществился и завет Ленина о строительстве железной дороги от Эмбы. В годы второй пятилетки от Гурьева началась прокладка железнодорожной линии, выходящей на главную магистраль Оренбург-Ташкент у станции Кандагач. В сентябре 1939 года строители пришли на трассу дороги Орск-Кандагач. Достраивать ее пришлось уже в первые военные годы...

С вводом в действие этой дороги Орск превратился в крупный железнодорожный узел: в 1929 году было завершено строительство линии Оренбург-Орск; в 1930 году — Орск-Айдырля-Зoлотая Сопка; в 1936 — Орск-Аккермановка; в декабре 1940 года — Орск-Профинтерн (Домбаровка), продленной затем до станции Рудный Клад (Светлый). Позднее в 1959 году железнодорожная ветка соединила Орск с Гаем.

«Крупнейший, многосторонне развитый промышленный центр образуется в Орском районе», — говорил на XVII съезде партии председатель Госплана СССР В. В. Куйбышев.

Полив улиц. 1937 г.Орским новостройкам придавалось такое важное значение, что руководить ими был направлен уполномоченный Наркомата тяжелой промышленности старый большевик С. М. Франкфурт. До этого он возглавлял многотысячный коллектив «Кузнецкстроя», под его руководством были возведены первые домны, мартеновские печи, коксовые батареи этого гиганта советской индустрии. За короткое время Франкфурт сумел очень много сделать для того, чтобы ускорить развитие Орска, Медногорска и Новотроицка.

В 1934 году началось строительство Орской ТЭЦ. Она должна была обеспечить теплом и электроэнергией новые предприятия и растущий город. До этого каждый завод, каждая стройка сооружали для себя, так сказать, персональную электростанцию. В то время в городе одновременно строились мясохладокомбинат, нефтеперегонный завод, теплоэлектроцентраль, начиналась закладка фундаментов никелевого завода.

В Орском краеведческом музее есть такая фотография: уходящая к горизонту проселочная дорога рассекает надвое участок степной, поросшей ковылем равнины. Рядом — другая фотография, на ней запечатлены раскинувшиеся на несколько километров громады цехов Орского комбината «Южуралникель». Оба снимка сделаны с одной точки. Первый в 1935 году, второй в 1963 году.

Тихо и безмятежно выглядела степь за Орском, когда туда приехали на бричках первые строители индустриального гиганта. 23 октября 1935 года был заложен плавильный цех никелевого комбината. Под бурные аплодисменты строителей первый кирпич в фундамент положили бригадир Андрей Петрович Козлов и геолог Иосиф Леонтьевич Рудницкий.

В самом начале тридцатых годов своего никеля в нашей стране не было, приходилось покупать его за золото. А потребность в этом серебристом металле росла с каждым днем.

Найти никелевые руды и дать свой советский никель — это была одна из самых главных задач, поставленных перед советскими геологами. Задачу эту они решили успешно. Никелевые руды были открыты на Урале и в Казахстане, за Полярным кругом в районе Норильска и на Кольском полуострове. Крупное месторождение открыл в районе Аккермановки известный оренбургский геолог И. Л. Рудницкий. Недалеко от Орска, на территории Актюбинской области было разведано крупное Кимперсайское месторождение.

16 ноября 1936 года газета «За индустриализацию» писала: «Бесспорно, что в отношении запасов никеля Орск можно будет скоро уподобить Каледонии».

Первый советский никель был получен в 1933 году на Уфалейском заводе. На очередь стал Орск.

— Мировое производство никеля, — говорил С. М. Франкфурт на пленуме Оренбургского обкома партии в январе 1936 года, — равно 50 тысячам тонн в год. Наш один завод будет давать 10 тысяч тонн в год. В новой Каледонии 8 заводов перерабатывают 50–60 тысяч тонн руды в год. Наш завод должен перерабатывать 1–1,3 миллиона тонн в год.

Строить было трудно — не хватало людей, механизмов, жилья, строительных материалов, оборудования. 14 марта 1936 года Орджоникидзе подписал приказ «Об обеспечении строительства и пуска Орского никелевого завода». Для «Никельстроя» выделялось 26 тысяч тонн цемента, около 22 тысяч тонн железа, 5,5 тысячи тонн рельсов, 15 гусеничных тракторов, 60 грузовых автомобилей, 15 автобусов, 3 экскаватора и другое оборудование.

Строители работали не жалея сил. Демобилизованный красноармеец Иван Благовенко рыл котлованы под фундаменты первых цехов, потом стал бетонщиком и, наконец, механомонтажником. А когда комбинат вступил в строй, ему доверили быть мастером на аглофабрике. На кладке стен первых корпусов отличилась «семейная бригада» Замулдиновых. Сафа Замулдинов и его брат Киям вели кладку, а жена Сафы Бибинур подавала раствор. За день они успевали уложить до 12 тысяч кирпичей. В то время по нормам такое количество кирпичей должны были уложить девять каменщиков. 300 процентов нормы в день на каждого — так работали Замулдиновы.

Все выше поднимались гигантские корпуса цехов. На Айдарбакском, Аккермановском и Кимперсайском месторождениях шла подготовка к добыче руды. Одновременно с сооружением первых цехов началось строительство жилых домов в поселке никельщиков. В короткий срок была проложена дорога к Аккарманавке.

И вот, наконец, настал долгожданный день. 12 декабря 1938 года в 6 часов утра началась загрузка ватержакетной печи шихтой. В 11 часов 20 минут начался процесс плавки. Сотни строителей и металлургов, директор комбината Николай Никитович Чекасин не уходили из цеха. В 7 часов вечера старший горновой Турчинский, его помощники Огарков и Мартынов пробили шпуровое отверстие. Расплавленная клокочущая масса хлынула по желобу в ковши. Были получены первые тонны роштейна (полуфабриката, в котором содержится 20–25 процентов никеля). День выдачи первого роштейна стал днем рождения Южно-Уральского никелевого комбината.

24 февраля 1939 года в 9 часов вечера дали первую плавку электропечи. В тот же день образцы первого никеля были отправлены в Оренбург, где в то время открылась областная партийная конференция. Затем они были переданы с делегатами оренбуржцев в Москву, президиуму XVIII партийного съезда.

Страна получала все больше серебристого металла, очень нужного для нашей промышленности. Первыми в стране орские металлурги освоили производство сверхчистого никеля и кобальта, которые пользуются особенно большим спросом.

Новостройки Орска, Медногорска, Новотроицка, всего Орского промышленного узла возводились ударными темпами. По тому времени они были настолько передовыми, хорошо спланированными предприятиями, что в советском павильоне на Парижской международной выставке была представлена схема планировки и перспективная панорама Орско-Халиловского индустриального района.

В предвоенные годы Орск продолжал расти и развиваться. В 1938 году вступил в строй завод металлических Конструкций. 19 ноября дала промышленный ток предприятиям города Орская ТЭЦ. Вводились в строй новые мощности на заводе имени Чкалова, на мясокомбинате и на других предприятиях. Уже в 1938 году промышленность Орска, ставшего одним из крупных индустриальных центров Оренбуржья, выдала продукции в тысячу раз больше, чем в любой дореволюционный год.

Бурно рос и город. По переписи 1939 года здесь было 66 300 жителей — в шесть раз больше, чем в 1923 году. Орск развивался не единым компактным городом, а поселками, такими, как Соцгород, Никель, Крекинг, Строителей, железнодорожный.

Особенно отличался по благоустройству и планировке Соцгород. Здесь в квартирах со всеми удобствами жили в основном никельщики. На работу их доставлял специальный рабочий поезд. В центре Соцгорода был построен Дом культуры металлургов, школа, детский сад, магазины. Это был прообраз тех микрорайонов, какие сейчас строятся всюду.

Литература:

  1. «Орск. Фотоальбом» — М.: Алгол, 1995. — 128 с.: 133 илл.
  2. М. Лукерченко «Орск». Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство, 1968, 161 с.
  3. В.Г. Альтов «Города Оренбургской области». Челябинск, Южно-Уральское кн. изд-во, 1974. 254 с. с ил.
  4. «Долгое возвращение (Из истории культовых сооружений города Орска)». Орск, 1992 год.
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter