Неоднородность геологического строения территории России - уникальное тление. Не многие жители Земли могут себе позволить днем находиться в Европе, а на ночь уезжать е Азию. Каждый день. Орчанам из Советского района приходится днем работать в Европе, а отдыхать от работы в Азии. Те, кто ездит на работу в Советский район, проделывают путь из Европы в Азию. И никакой тебе акклиматизации и неудобств. Для этого есть большой мост - самый кратчайший путь попасть в другую часть света.
ПО территории нашего города проходит одно из геологических чудес - собственно граница между этими частями света. Почему геологических, потому что на самом деле линия границы - это не река Урал. Река, которую мы с рождения считаем границей между Европой и Азией, с точки зрения геологов, таковой не является. Водораздел очень удобен в топографическом плане – на карте местности все понятно. Очень удобен в политическом плане - как будто картографы знали, что СССР возьмет и распадется на отдельные территории, каждая с амбициозной претензией на суверенитет...
Геология - как она есть
Пытаясь разобраться в геологических тонкостях строения евразийского материка, я пришла к выводу, что там, где сегодня вольно раскинулся Орск, когда-то были горы. Несколько миллионов лет назад. Высокие до неприличия Уральские горы, доходившие на самых верхних отметках до 7 километров, ничем не уступали кавказским. Потом все пришло в движение. Горы разломились под воздействием разрушительных процессов в земной коре, расползлись в стороны и затем срослись, как переломленная кость под руками неопытного хирурга. И наши края получили географическую «прописку» на стыке Русской и Сибирских платформ.
Сам Урал - как горная система - был относительно спокоен в поведении, в отличие от других своих коллег на территории бывшего Союза. Взбунтовавшись, он затем поуспокоился и стал «залечивать» раны. Ровно дыша, то поднимаясь, то опускаясь, он во впадинах зарастал осадочными породами довольно солидной толщины - до 25-30 км. Поэтому современный Урал - это и равнины, и холмы, и горные вершины.
Орску глыбовые разломы и сдвиги подарили богатейшие залежи медных, никелевых и хромитовых руд.
Кто ж знал, что, превратившись в металлургический центр, мы начнем губить атмосферу и медленно убивать себя и свое потомство! Правда, это уже отдельная история.
Вернемся к геологии. Урал геологи изучают уже почти полтора столетия, но даже, казалось, изученный вдоль и поперек, он остается загадочным и притягательным. Такой, какой сейчас выглядит граница, проходящая прямо по Орску, она не могла претендовать на геологическую истину. И если исправлять современные карты тысячного масштаба, то пунктир между Европой и Азией уж точно пришлось бы выуживать из русла батюшки Урала. Просушивать на восточном берегу и затем идти на Актюбинск (территория Казахстана), чтобы вернуть на родину - в лоно Предуралья - крупнейший фосфоритный рудник у Актюбинска. Потому что он хоть и не в Европе, но еще и не в Азии.
Боюсь втянуть читателя в геологические дебри, но кое-что объяснить все же придется.
Урал состоит из структурно-фармационных зон: начало - предуральский прогиб, центр - уральское поднятие и хвост - Оренбургская область. Далее придется переместиться из геологии в другую область описания земли.
География без прикрас
Границы структурных фармационных зон идут по тектоническим глубинным разломам. Ширина таких участков от 2 до 4 километров. У разломов сложное тектоническое строение, но в тоже время это и есть граница между поднятием и прогибом. В этом плане все попытки привязать линию границы к географическому меридиану обречены на искажение факта. И привязка к 58-й параллели на карте долгот и широт также условна, как и привязка границы к руслу реки Урал.
Хотя, конечно, вопрос европейско-азиатского местонахождения тоже условен. Подсказку к разгадке тайны границы дает природа - пейзажи Орска так похожи на картинки казахстанской степи. Мы с соседями пользуемся одним часовым поясом, у нас не было бы разницы во времени, если бы прогрессивные умы не придумали его летней и зимней разновидности.
Подсказки на нечто общее - и в названиях населенных пунктов, и в добрососедских отношениях с казахстанцами, и в умении тех и других радовать гостей блюдами русско-казахской кухни. Может, мы просто долго живем рядом? По-моему, самое время заглянуть еще в один утолок человеческого отношения к себе и себе подобным.
Вперед, в прошлое!
Так уж случилось, что на север, юг, восток и запад через степи Южного Урала двигались, сменяя друг друга, различные племена. Создание крепостей, основание городов как раз и способствовали тому, что народы кочевые, в конце концов, осели. А Оренбургский край стал не только защитой империи от кочевников, но и зоной процветания торговли на стыке Европы и Азии. Так где же он, этот стык, по версии историков?
Здесь уместно вспомнить и о тысячелетней истории сарматов. Племени, о котором сегодня в наших местах знает даже школьник. Натерпелись же наши древние земляки достаточно.
Первый раз это были сарматы в IV веке до нашей эры, когда их с Востока стали притеснять гунны. Ушел тогда гордый народ на Запад и растворился потом в массе других народностей, оставив и в наших жилах частичку своей бунтарской крови. Массовые миграции вообще были отличительной чертой древности.
В XIII веке нашей эры по территории Азии, Восточной и Западной Европы прокатилось еще одно массированное вторжение. Азиатские кочевые племена оставляли после себя разор и пепелища. Подмяв под себя всех остальных, Золотая Орда раскинула господство на огромной территории. Наши края также стали золотоордынскими на довольно долгий период времени. И лишь с конца XIV века Орда, разрываемая изнутри междоусобицами, стала разваливаться на большие куски.
История Оренбургского края связана и с Ногайской ордой. Потом из Ташкента пришел Тамерлан. В конце мая 1391 года он подошел к Яику (древнее название Урала) и, переправившись чуть выше нынешнего Орска, в июне этого же года разбил хана Тохтамыша.
Параллельно «нашим» событиям жизнь била ключом и у соседей. По левобережью Яика и в глубине своих степей давно уже кочевали казахи. Их народности сложились впоследствии в жузы, и нам предстояло соседствовать с Младшим. В начале XVIII века они приблизились к Яику. В общем-то, с мирными намерениями...
Хотя, может быть, им ничего другого и не оставалось, потому что первые казачьи городки появились на берегах Яика в 1586 году. Волжские вольные казаки искали уединения от злых царских воевод. О существовании первого городка свидетельствует и первая русская карта страны. Составленная в конце XIV века, она называлась «Большой чертеж». К сожалению, дошла она до нас лишь в описательном виде. И в нем отмечено, что на Яике, у устья Илека, находится остров Кош-Яик. В переводе с тюркского «двойной» Яик, разделенный на два рукава. А на нем заложен казачий городок. Поселение на Яике имело важные последствия. И прежде всего, в том плане, что у территорий появлялся законный хозяин. Вслед за казаками на восток и юго-восток устремились массы переселенцев, в основном русских. Это привело к заселению края и включению его в состав Российского государства. Вместе с первым на Яике были заложены еще два городка казаков.
И последний штрих в наших поисках границы. В 1731 году казахская орда во главе с ханом Абулхаиром вступила в российское подданство. Соседи искали защиты от зарвавшихся джунгар. Тогда видный русский ученый-географ, картограф и экономист Иван Кирилов, автор первого отечественного экономико-географического описания России, разработал специальный секретный проект по отправке к границам Казахстана экспедиции. Главной задачей экспедиции было основание в устье реки Орь нового города-крепости, а также целой цепи укреплений по Яику, которые составили бы пограничную линию. Это закрепляло нас на юго-восточных рубежах и открывало пути в Среднюю Азию и даже в далекую Индию. Проект был утвержден в 1734 году, а напутствовала Оренбургскую экспедицию сама Анна Иоанновна, она дала городу (читай Орску) и название «город на Ори» - Оренбург, а также привилегии и льготы. По сути, в истории появилась «Новая Россия». Ну а дальше все уже знают, что 15 августа при впадении Ори в Яик была заложена небольшая крепость «о четырех бастионах, с цитаделью малою на горе Преображенской». Две недели спустя началось строительство города. Потом столица края была перенесена на новое место вместе с названием, но наш город так и остался в центре Шелкового пути.
Рассмотрение трех направлений поиска настоящей линии границы все равно не дает точного ответа. Но то, что она все же сухопутная, однозначно. Воды Урала сегодня выполняют политическую задачу, а к своему чуду света орчане давно привыкли. Так и живем - наполовину в Европе, наполовину в Азии. А про Урал в географических книгах написано следующее: «Третья по протяженности река в Европе. Пересекает Прикаспийскую низменность с севера на юг и является частью географической границы между Европой и Азией»...
Галина Вискова, редактор отдела экономики
ИЗ ДОСЬЕ "ОВ"
Из географического словарика. «Урал территория, расположенная между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами и вытянутая с севера на юг от Северного Ледовитого океана до широтного участка реки Урал ниже города Орска. Основной частью ее является Уральская горная система, протянувшаяся более чем на 2000 километров при ширине от 40 до 150 км и поднимающаяся до высоты 1895 м. Исторически и экономически с Уралом тесно связаны Приуралье и Зауралье – территории, прилегающие к нему с Запада и Востока. Вдоль восточного подножия Урала обычно проводят границу между Европой и Азией».
Орскии вестник. Среда,17 октября 2007, № 155, 15
Скачать
Вискова Галина «Урал не является границей между Европой и Азией» 17 октября 2007, № 155, 15