Поиск

На развитие проекта

  • Телецентр
  • Здание общественного назначения на улице Московской, дом 3. 2009 год
  • Жилой дом на улице Советской, 91
  • Торговая лавка Ф. Шагиахметова. 2000-2010 год
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Главная площадь города задумывалась более монументальной

Комсомольская площадьКрасную площадь, на которой сосредоточена жизнь столицы государства, образно величают сердцем Москвы. Сердцем нашего города по праву можно назвать Комсомольскую площадь. О ней следующий рассказ П. Приймака, который являлся главным художником города именно в период строительства и благоустройства центра Орска.

ЖИЛЫЕ дома на центральной площади города строились в послевоенные годы, — начал свой рассказ Петр Петрович. — Тогда еще о хрущевском упрощении не слышали, поэтому и здания выдержаны в классическом стиле. Здесь и балконы с ажурными балясинами, и бордюры, и высокие потолки... А когда начинали оформлять площадь после 1967 года, перед нами встала задача: выполнить прешие Госстроя, минимизировав затраты на строительство, и в то же время выдержать площадь если не в одном стиле, то хотя бы сделать так, чтобы все постройки представляли единый ансамбль.

По первоначальному проекту театр драмы напоминал построенные в 50-е годы ДК машиностроителей, нефтехимиков: пышной архитектуры, с витиеватой лепниной и колоннадой. На переднем плане, где сейчас простой каскадный фонтан, предполагался шикарнейший с коваными рыбами по периметру. Но воплотить задумки до начала хрущевских преобразований не успели. Я уже говорил о том, что рабочие города, а в их числе и Орск, должны были строить как можно больше жилых домов, но при этом сократить расход средств на их оформление.

К тому времени, когда я начал работать над городским театром драмы, каркас здания был выполнен и стоял в строительных лесах 13 лет. Вариантов архитектурной отделки было несколько, но утвердили существующую, как менее затратную. Можно сказать, театр собирали буквально по крохам. Здание получилось ящиком, колонны, которые украшали фасад, спрятались в интерьере, отделку использовали самую простую. Отталкивались больше от функциональности деталей. Тут уж было не до красоты. Кстати, зал решено было обить дубом — как вы знаете, дерево дает хороший акустический эффект, — но достать его было достаточно сложно. Но нам все-таки удалось. Однако когда рейка пришла, выяснилось, что она тонкая, длинная и кривая. Но и здесь вышли из положения: разрезали её и набили вразбежку.

Изюминкой же фасада театра явилась кованая эмблема, выполненная на высочайшем уровне московским художником-монументалистом Глебом Голубевым. В то время в искусстве уходили от натурализма к стилизованности. Три пилона символизировали занавес, в центре развивающийся флаг — движение и гвоздика — идеалы революции. Интересное было решение: театр, который имеет свои идеи, помнит о завоеваниях революции и движется вперед. Но люди не поняли и не приняли. Писали возмущенные письма, руководство собиралось на уровне горисполкома — словом, шумиха была вокруг этого панно необыкновенная. Так что, оно даже не дожило до открытия театра, и как-то ночью срезали. Это место долго пустовало, сейчас оно завешено планшетами.

В проектировании здания Дома связи я принимал участие вместе с архитектором А. Силиным, а потом лично занимался отделкой фасада и интерьера. К слову сказать, многие помнят, что еще десяток лет назад Комсомольская площадь выглядела единым ансамблем. А сейчас здесь запустили петуха — выкрасили Дом связи в ярко-желтый цвет. Надо же понимать, что выбранный цвет совершенно не гармонирует с внешним видом остальных построек на площади. Кроме того, не пройдет и месяца, как на стенах появятся подтеки, или что хуже всего, краска начнет шелушиться. Здание было покрыто терразитовой штукатуркой, по которой достаточно лишь пройтись пескоструем, чтобы очистить от пыли.

Петр Петрович некоторое время пристально всматривался в фасад Дома связи, словно припоминая что-то.

— Не мог понять, чего не хватает на боковой стене. Эмблему сняли! И следов уже не осталось, — удивился мой собеседник. — К слову сказать, она была выполнена Фархадом Сабердзяновым, первым орчанином — членом Союза художников России. Это с его легкой руки начал работать городской Союз художников.

Сегодня и в интерьере Дома связи произошли значительные изменения. В частности, стены стали чисто-белыми с еле видными контурами рисунка. Первоначально же, кстати, многие наверняка помнят, стены были расписаны по разноцветной многослойной штукатурке.

ЧТО же касается Дома советов, то за основу здесь был взят типовой проект административного здания в Братске Иркутской области. В советские времена генеральный план застройки любого города разрабатывался московким Государственным институтом проектирования городов, поэтому на бывшей территории СССР можно найти много близнецов нашему Дому советов.

Приймак

Орчане смогли применить лишь улучшенные строительные и отделочные материалы, в данном случае для отделки фасада и оконных рам мы избрали алюминиевые профили. Следует сказать, что алюминий в то время только начал применяться в архитектуре и являлся очень модным, поэтому элементы декора из этого цветного металла были тогда только в Москве. Сами понимаете, что Орск, имеющий в конце 1960-х годов примерно 100 тыс. жителей, далеко не стоял рядом с городом-миллионником. Но упорство и труд, как говорится, всё перетрут — мы дошли до самого Министра промстройматериалов. Я попал на прием после обеда в пятницу, застав министра чуть ли не в болотных сапогах. Как известно, у москвичей отношение к отдыху более трепетное. Если орское начальство, не обращая внимания на выходные и праздники, пропадало на объектах, а так было, уверяю вас, то столичные жители в пятницу после обеда уже выезжали на загородные дачи. Вот и министр собирался поохотиться на выходные, поэтому постарался отделаться от провинциального гостя как можно быстрее. Однако у меня был свой рычажок воздействия — референт председателя комитета партийного контроля Владимир (сейчас уже не помню его фамилию), наш земляк, который в свое время работал в обкоме комсомола. Для людей непосвященных скажу, что слово «партия» в те годы произносилось столь же трепетно, как «отчизна», и по сути являлось понятием идентичным. После моего звонка прямо из кабинета министра промстройматериалов в комитет партийного контроля, он отложил все свои личные дела и занялся проблемой Орска, о котором, по всей видимости, до сего дня и не слышал. Кстати, он нам позже отомстил по-своему: мрамор и гранит для отделки здания администрации по его разнарядке пришлось везти из Алма-Аты, хотя, как известно, у нас и свой был.

Не хочется заострять внимание на сложностях, главное: центр города превратился в масштабный и гармоничный по сути ансамбль.

28 мая 2005 года

Татьяна ПАРНАК

Скачать

Парнак Татьяна «Как строилась Комсомолка» 28 мая 2005 года.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter