ИЗ БЕЛОРУССКИХ ЛЕСОВ НА КОМСОМОЛЬСКУЮ ПЛОЩАДЬ
Прогуливаясь по городу вместе с читателями, мы не могли обойти стороной монументальные памятники, коих на улицах и площадях Орска великое множество. К одним судьба была более благосклонна. Но большинство не имеют исторической или художественной ценности, поэтому давно списаны со счетов и догнивают на своих пьедесталах. Это отдельная история. А сегодня мы поведаем вам о похождениях памятника Ленину, который незыблемо вот уже более 30 лет стоит на центральной площади.
К началу 70-х годов заканчивались застройка и благоустройство Комсомольской площади. Комсомолка начала приобретать черты, к которым мы с вами привыкли за долгие годы. Березы и вязы, конечно, были не такими высокими и пушистыми, а елочки-малышки только-только приживались. В это время и было решено на высшем городском уровне, что главную площадь должен украшать памятник вождю пролетариата.
Решить-то решили, да только чтобы воплотить задуманное в жизнь, понадобилось немало упорства и смекалки. Последнего, кстати, у нашего народа, привыкшего обходить зачастую дебелые чиновничьи формуляры, не занимать.
В те времена одним из основополагающих лозунгов экономики был: «Каждому советскому гражданину — отдельную квартиру». В связи с этим по стране действовал запрет Госстроя на постройку затратных зданий. Вложения должны были быть минимизированы за счет отказа от деталей украшения фасадов и планирования малогабаритных квартир. Запреты касались и проектирования монументальных памятников.
Как вы уже поняли, никакие табу властей города не остановили. Правдами и неправдами памятник выбили.
Для воплощения идеи из Москвы пригласили одного из самых модных в то время скульпторов Таратынова.
Привыкший за долгие годы ваять вождя в разных позах и ракурсах, столичный скульптор справился с заданием в два счета: набросал композицию и слепил миниатюрную скульптуру в гипсе. Наш городской художник (в силу некоторой комичности, даже скандальности ситуации мы решили не называть) чертил проект постамента буквально в московской мастерской скульптора. Словом, творческая мысль кипела... А вот подготовительные работы собирались застопориться, потому что фондов на материалы не было предусмотрено.
Министр культуры Советского Союза тех времен печально развел руками, мол, а что ж я сделаю, господа-товарищи дорогие? Посланец из Орска угрюмо побрел было к выходу из высокого кабинета. Но то ли вспомнив о привезенном презенте, то ли решив расстаться с ним, несмотря на отрицательный результат, — не везти ж обратно домой — протянул-таки министру две плитки из декоративной орской яшмы. У министерской чернильной души глаза загорелись и руки затряслись от возбуждения. Камни и впрямь были великолепные. Не яшма — произведение искусств.
Как позже выяснилось, министр культуры оказался страстным коллекционером редких камней и минералов. И за экземпляром орской яшмы давно гонялся, однако о такой красоте, которая оказалась в тот день в его руках, даже мечтать не мог.
Хозяин и уральский, теперь уже дорогой, гость засели с бутылочкой коньячка. Довольный министр глубже вник в проблему, подсказал, как достать материалы, и даже сделал парочку звонков. Путь, правда, оказался неблизким, но чего не сделаешь ради достижения цели?
Гранит заказали на Украине. По принципу: ты — мне, я — тебе. Орск поставил камнедробилки на гранитный карьер, а они нам, соответственно, камень.
А сам памятник заказали белорусскому военному предприятию, расположенному в г. Калядичи под Минском. Но и здесь оказалось не все так просто. «Нам флюса на год выделяется 500 кг, которые мы заканчиваем за 3 месяца, — вяло ответили заводчане. — Ждите, когда поступит новая партия». Но ждать представители нашего славного города не собирались. Опять же путем взаимных обещаний и расчетов орчане добыли столь необходимого флюса 5 тонн. Доставили его в Белоруссию с Балхаша, с условием, что благодарные — даже не подлежит сомнению — заводчане начнут отливать нашего Ленина в первую очередь.
Многие из нас в детстве пытались отливать из свинца разные вещицы, поэтому по собственному опыту знают, что более-менее прилично получаются лишь блинчики. А тут громадный памятник, на который требуется одной только бронзы и олова 5 тонн, и 120 кг чистого пчелиного воска для формы.
На основе макета, который сделал скульптор Таратынов, специалисты подготовили форму и отлили памятник по частям . Орск уже ожидал сообщения, что спаянный 10-метровый памятник готов к транспортировке на место постоянной дислокации, когда пришла другая телефонограмма: «Детали памятника не стыкуются».
Здесь следует сказать, что не только орчане мечтали лицезреть монумент Владимиру Ильичу на центральной площади своего города. В это самое время и омчане работали над той же задачей. Своего, омского, Ленина они отливали по макету того же Таратынова, на том же белорусском заводе, только вывезли его, не собирая. В шуме и суете производственного процесса белорусы и не заметили разницы между Орском и Омском, поэтому поделили части памятников по-братски. Доехавшие до Омска детали с буквой «р» вернулись в Калядичи, а с «м» оттуда отправились в Сибирь.
Тут бы поставить точку, сказав: а через 15 дней — обычное время транспортировки грузов по железной дороге — памятник прибыл в Орск, где и занял свое законное место. Не тут то было, потому что поначалу отправили его не железной дорогой, а на тягаче по автодорогам великого и могучего Союза. О том, что асфальт и транспорт в те времена были ничем не лучше сегодняшних, не стоит даже упоминать.
Не проехав и четверти пути, машина сломалась. Памятник с горем пополам вернули под Минск, откуда он отправился-таки домой по рельсам.
А дома его ждали с нетерпением. Первоначально планировалось назначить торжественное открытие монумента на День Великой октябрьской социалистической революции. Вовремя подоспевшая к концу процесса, партия взяла дело под свой контроль. Утро начальника станции Орск начиналось с отрицательного ответа на вопрос: прибыл ли памятник. Но 7 ноября осталось позади, началась снежная уральская зима, а груза все не было...
Гром разразился ранним декабрьским утром. Молнии из уст партийных руководителей летели по телефонным проводам в адрес всех виновных и невинных. Партийные руководители были в ужасе, общественность в шоке. Памятник вождю мирового пролетариата обнаружил наблюдательный ветеран Великой Отечественной войны... на свалке у перрона.
Организаторов в данном случае подвела конспирация. Чтобы не вызывать лишних расспросов со стороны высших государственных органов, памятник был оформлен как «изделие из черного металла». Железнодорожным рабочим и невдомек, что прибывший посреди ночи в товарном вагоне груз является памятником Ленину. Его выгрузили и благополучно забыли, а предутренний снежок и вовсе прикрыл все следы. И лежать бы бронзовому Владимиру Ильичу до весны, если бы пенсионер не заметил торчащей из снега руки вождя.
СУББОТА, 11 июня 2005 года/№ 085/934
Татьяна ПАРНАК
Скачать
Парнак Татьяна «Ленинский путь» 11 июня 2005 года. № 085/934