Поиск

На развитие проекта

  • Здание вольной аптеки провизора А.Я. Тицнера (ул. Карла Маркса, 7)
  • Музей «Т.Г. Шевченко в Орской крепости»
  • Храм Преображения Господня
  • Авторские работы фотохудожника Сергея Кузьмина
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

История Орска начинается в далёком 1735 году с основания столицы Оренбургского края. Орская крепость была надёжной опорой России на южных рубежах. Со временем сменив военный статус Орск стал купеческим центром Южного Урала. Минули годы и окрестности Орска стали грандиозной стройкой первых индустриальных пятилеток, был заложен уникальный Соцгород. Орск стал центром Восточного Оренбуржья.

Главным достоянием города всегда были его жители. Орчане достойно несли честь свего города через войны и потрясения. Слава о рабочем Орске разошлась по всему миру. Фирменной маркой города стали: холодильник "Орск", сложнейшее оборудование для металлургии, дорожно-строительная техника, легкие металлоконструкции, промышленный никель и кобальт.

27 августа 2002 года

Нижник Е.

научный сотрудник Орского историко-краеведческого музея.

Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года нападением фашистской Германии на Польшу. Уже через несколько недель Польское государство исчезло с политической карты мира: его западная часть была оккупирована Германией, а восточные воеводства включены в состав Советского Союза. В советскую зону оккупации хлынули сотни тысяч беженцев, среди которых были не только этнические поляки, но и евреи, которым ничего хорошего от Гитлера ожидать не приходилось. Большая их часть была вскоре вывезена вглубь СССР либо в качестве переселенцев-беженцев, либо в тюрьмы и лагеря на принудительные работы.

В число районов, предназначенных для расселения польских беженцев, была включена Оренбургская (тогда Чкаловская) область. Среди прибывших в конце 1939 года в Орск была семья Кантор из Лодзи. Глава семьи - Марьян Кантор, рабочий-коммунист - предпочел покинуть Родину. Семья выехала в Белосток, а оттуда с эшелоном таких же эмигрантов прибыла в наш город. Тогда же в Орске оказалась и семья Макса Гебэра. По воспоминаниям его сына, которому тогда было 4 года, семья бежала из Польши в СССР. Вскоре после прибытия в Орск отца репрессировали, выслали в Сибирь, а мать осталась с двумя малолетними детьми.

 

После начала Великой Отечественной войны и оккупации Белоруссии и Украины поток прибывающих польских граждан в Чкаловскую область увеличился. Так, к 15 октября 1941 года из прифронтовой полосы прибыли 728 эвакуированных поляков. По воспоминаниям жительницы Орска Анны Дмитриевны Шевцовой, в 1941 году в их коммунальную квартиру подселили семью Рутман. До войны мадам Рутман владела мануфактурной фабрикой в Лодзи. В Орске вся семья работала: две дочери - поварами, сыновья - на ОЗЦМ и ЮУНК.

Впрочем, осенью 1941 года польские граждане прибывали в нашу область не только из западных районов страны. После того, как между советским правительством и польским эмигрантским правительством в Англии было подписано соглашение, которое предусматривало создание на советской территории польской армии, последовал указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1941 года об амнистии польских граждан в СССР. В “Памятной записке НКВД СССР посольству Польши в СССР” от 28 августа 1941 года отмечалось: “Освобождение польских граждан из мест заключения начато. Им выдаются бесплатные билеты на проезд по железной дороге или водному пути до выбранного ими места жительства, а также по 15 рублей в сутки на питание в пути”. В результате в нашу область с Севера, из Сибири и Дальнего Востока хлынул поток польских граждан. Кто-то ехал, чтобы вступить в польскую армию, которая формировалась генералом Андерсом в Бузулуке и Тоцком, кто-то, как Макс Гебэр, возвращался после заключения к семье. Кто-то просто перебирался с Севера на Южный Урал в надежде, что здесь жить легче.

Так, в Орске сложилась диаспора так называемых бывших польских граждан (так их называли в советских документах). Взрослые работали на предприятиях города - ЮУНК, ОЗОЦМ, мясокомбинате, в различных артелях. Дети учились в польской начальной школе, открытой, предположительно, 1 сентября 1944 года в поселке ТЭЦ. В ней было всего 48 учащихся. Преподаванием занимались заведующая школой Дзисель Урисон и учительница Софья Перец. Дети изучали русский и польский языки, арифметику, географию СССР и Польши, естествознание, а также историю СССР и Польши.

В конце 1943 года в Орске было создано местное отделение общественно-политической организации “Союз польских патриотов в СССР”. Председателем временного правления была утверждена Марта Фиялковская, секретарем - Марьян Кантор, членами - Владислав Игнатчак, Эстер Тайтельбаум и Мира Занд. О деятельности этого Союза в Орске известно немного. В газете “Орский рабочий” за 1 апреля 1944 г. сообщалось о том, что 27 марта в одном из клубов прошло торжественное заседание местной организации “Союза польских патриотов в СССР”, посвященное знаменательной дате в истории польского народа - 150-летию национально-освободительного восстания под руководством Тадеуша Костюшко. В номере городской газеты за 19 апреля 1944 года сообщалось, что “польские патриоты, проживающие в нашем городе, внесли на строительство танковой колонны “Мститель за Катынь” 31500 рублей. Союз польских патриотов занимался также распределением иностранной материальной помощи.

По инициативе Главного правления Союза польских патриотов 6 мая 1943 года Государственным комитетом обороны СССР было принято постановление о формировании в Советском Союзе 1-й польской пехотной дивизии (впоследствии - дивизии им. Т. Костюшко). В нее стали призывать польских граждан независимо от брони и места работы. Таким образом, среди призванных оказались польские граждане, работавшие на никелькомбинате и имеющие освобождение от военной службы. Директор ЮУНК пытался протестовать, подключив к этому заместителя наркома цветной металлургии, но безуспешно. Ушел в армию и секретарь Орского правления Союза польских патриотов М. Кантор. В Книге памяти погибших в Великой Отечественной войне, изданной в Орске в 1995 году, увековечены не менее 10 граждан Польши, призванных Орским военкоматом. Среди них уроженцы Варшавы Юзеф Пинчевский, Исак Зимнович, Леон Поплавский из г. Породув Белостокского воеводства и др.

Когда после окончания Великой Отечественной войны Польша была восстановлена как суверенное государство, было подписано советско-польское соглашение, предусматривающее возвращение на родину польских граждан. Репатриация началась в марте 1946 года. Это подтверждают документы мясокомбината, в которых с 18 марта появляются приказы об увольнении с формулировкой “Ввиду выезда в Польшу”, либо “Согласно постановлению Советско-польского соглашения”. В Орском историко-краеведческом музее хранится городская Книга почета за 1943-1949 г.г. Одна из ее страниц представляет собой письмо комитета по репатриации поляков, в котором говорится: “Просим передать согражданам Орска наш братский привет и пожелания всего наилучшего. Прилагая при сем 50 тысяч рублей облигациями Государственных займов, просим принять эту сумму в фонд помощи семьям фронтовиков г. Орска, отдавших жизни за вашу и нашу Родину. Вернувшись на Родину, мы всегда и везде будем крепить дружбу польского и советского народов”. Письмо датировано 25 марта 1946 года.

В результате почти все польские граждане вернулись на родину. Остались единицы, которые по тем или иным причинам не захотели или не смогли возвратиться в Польшу.

Источники

  1. «Орская хроника» №223(20155) от 27 августа 2002 года
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter