Людмила Светушкова,
выпускающий редактор
31 июля 2020 года мусульмане всего мира встретят один из главных праздников – Курбан-байрам. Из-за пандемии праздничный намаз в Орске будет совершаться в онлайн-формате, как это уже делалось во время Ураза-байрама. Судя по всему, не удастся в этом году широко отпраздновать 120-летие со дня открытия в городе первой каменной соборной мечети и 30-летие с момента возвращения ее верующим. И все же праздник жертвоприношения и юбилейные даты мечеть встретит обновленной.
Мы оценили изменения. Экскурсию для нас провел имам Кадыр Тнаштыгулов. Он с удовольствием показал обновленный пристрой. Еще недавно на стенах коридора отходила штукатурка, в помещении зимой было холодно, теперь проблема решена. Идеально выровненный потолок и нежно-зеленые стены без изъяна радуют глаз.
– В очередной раз нам помог благотворительный фонд «Сафмар», – говорит Кадыр Жанбылжанович. – Благодаря выделенным средствам мы возвели в пристрое новую стену вместо обветшавшей и обустроили комнату для бракосочетаний, ведь все больше пар приходит в мечеть, чтобы совершить никах – стать супругами перед Аллахом. Также мы отвели для женщин отдельную комнату на первом этаже, на втором будут молиться только мужчины. В пятницы и праздники мечеть уже с трудом вмещает всех желающих. Конечно же, я говорю о ситуации до пандемии, потому что пока к нам приходят только индивидуально. Надеюсь, что с помощью Всевышнего мы быстро преодолеем испытание коронавирусом.
Совсем недавно для проведения обряда бракосочения (никах) в мечети была оборудована отдельная комната
Многие из тех, кто ходит в Орскую соборную мечеть, признаются, что здесь чувствуют себя как дома. Далеко не везде царит такая теплая атмосфера. Недавно это отметили гости из Казани, которым доводилось бывать во многих религиозных учреждениях.
– После того как в советское время мечети были закрыты, здесь действовал нацменский клуб имени 1 Мая, – делится имам. – В годы войны размещались мастерские, а затем – детский сад. Наверное, нахождение в помещении ребятишек и создало прекрасную атмосферу, ведь дети – это ангелы. Во времена детского сада у здания появилось два пристроя: у входа, где располагаются лестничные марши, и с правой стороны. Раньше мечеть была одноэтажной. Границы старого здания хорошо видны на кирпичной кладке. У старой мечети были огромные окна, стекла шли от самого пола.
Кадыр Жанбылжанович вспоминает, как впервые, в начале 90-х, после возвращения здания мусульманам, он переступил порог мечети.
– Это было в месяц Рамадан, когда каждый мусульманин приносит пожертвования (фитр садака), – делится Кадыржан-хазрат. – Я поднялся на второй этаж, меня встретили аксакалы. Они хором в голос прочли молитву, и из мечети я вышел словно окрыленный. В 90-е годы наши аксакалы приложили немалые усилия для того, чтобы мечеть вновь заработала на своем прежнем месте.
В 1991 году у Орской мечети появился небольшой минарет. В 2004 году было начато строительство нового, а в 2010-м, в год 110-летия со дня открытия мечети, на минарете был установлен купол.
Мечеть в Орске, напомним, была построена в 1900 году на средства, выделенные Дербисалы Беркимбаевым. Есть сведения, что она распахнула свои двери летом, но документальных подтверждений этому не имеется.
– Как рассказывали аксакалы, ранее мечеть располагалась на этой же улице (она называлась Татарской), только немного ниже, в затопляемой зоне, – отмечает Кадыржан-хазрат. – Во время пожара в 1883 году она сгорела. Тогда видный общественный деятель того времени Дербисалы Беркимбаев, исполняя завещание своего отца, начал строительство новой мечети. Она была заложена на прежнем месте, а чуть позже перенесена выше, на неподтопляемую территорию. Дербисалы Беркимбаев был разносторонне развитым человеком. С юных лет сопровождал экспедиции, в том числе именитого востоковеда Вельяминова-Зернова, географа Пржевальского. Беркимбаев был членом-сотрудником оренбургского отделения Императорского географического общества, действительным членом Тургайского областного статистического комитета и почетным мировым судьей Оренбургского окружного суда. Он разводил лошадей для императорского двора, занимался меценатством. Дербисалы Беркимбаев построил мечеть не только в Орске, но и в Актюбинске, помогал погорельцам в Оренбурге, своим примером показал людям, что нужно прививаться от черной оспы. Его добрые дела живут по сей день!
И мы не должны забывать, что каждый, совершая добрые дела, приближается к милости Аллаха. В этом году в Курбан-байрам мы не можем собраться вместе, но это не мешает молиться и делать добро. Было бы желание и вера. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех мусульман с наступающим праздником. Мира вам, добра, благополучия и благословения Всевышнего!
Сейчас в городе действует всего одна соборная мечеть. А в начале
XX века их было пять. Где они располагались, мы расспросили ветерана краеведческого музея Татьяну Черкас.
– До революции в Орске было 6 церквей и 5 мечетей, – рассказывает Татьяна Григорьевна. – Первая мечеть была возведена еще в XVIII веке, когда закладывалась Оренбургская крепость. Ее построили для сына Абулхаир-хана. После пожара Дербисалы Беркимбаев построил каменную мечеть, которая сохранилась до сих пор. Рядом с ней купцами Бурнаевыми было создано медресе.
Вторая мечеть находилась под горой. С приходом советской власти ее сделали первым радиоузлом города Орска. Высокий минарет использовали для установки антенны. К мечети относилось медресе Магази (мусульманские школы могли быть только при мечетях). Здесь в свое время учился татарский драматург, поэт и публицист Мирхайдар Файзи. Учитывая, что здание медресе сохранилось, считаю, что на нем необходимо поместить мемориальную доску.
Третья соборная мечеть действовала в районе улицы Базарной.
Четвертая – на месте, где сейчас располагается братская могила мусульман – участников Гражданской войны (в парке Малишевского).
Пятая была построена на территории Форштадта.
СПРАВКА ОГ
В орском филиале Государственного архива Оренбургской области имеется решение Орского городского Совета народных депутатов от 25.01.1990 года № 19 о возвращении мечети мусульманам. В документе отмечается:
«В связи с обращением представителей общества религиозных мусульман в горсовет с просьбой передать им здание детского сада была создана комиссия… Комиссия изучила вопросы размещения детей детского сада № 50 в другие дошкольные учреждения Старого города. В силу того, что детский сад № 46 на капитальном ремонте, дети определены в детские сады № 25, 50, в которых отмечено значительное переуплотнение: на 345 мест 469 детей. Размещены детские сады в приспособленных зданиях: не имеют спален, общие для всех групп умывальные комнаты и туалеты, нет участков для прогулок и игр детей. Кроме того, около 100 заявлений родителей по району Старого города не могут быть удовлетворены на 1 января 1990 года. По этим причинам закрытие в настоящее время детского сада № 50 усугубит положение в имеющихся детских садах. Возникает острая необходимость в строительстве дошкольного учреждения в этом микрорайоне».
Депутаты постановили вернуть мечеть мусульманам к 1 августа 1990 года, параллельно рассмотрев вопрос о строительстве нового детсада. Последний в Старом городе так и не появился.
КСТАТИ
Из глубины веков до нас дошли метрические книги орских мечетей, датированные 1868–1909 годами. Они бережно хранятся в орском филиале Государственного архива Оренбургской области. Записи в книгах сделаны арабской вязью. По предположению имама Орской соборной мечети, это может быть старотатарский язык, записанный арабскими буквами. «Надеюсь, что когда-нибудь нам удастся прочесть эти записи», – отмечает имам.
RSS лента комментариев этой записи